Обретая Toyota production system
30 Сен 2008 Павел Рабунец в рубрике Интересно, Истории, Рекомендуем | 46 комментариев
Просмотров: 10 868Бережливое производство приходит в жизнь каждого из нас каким-то своим, особенным образом. Кто-то услышал от преподавателей, у кого-то был спецкурс, другие читали в журналах или, возможно, рассказали бизнес-партнёры. Не исключаю также, что некоторые люди сами доходят до идей Тойоты.
Интересно, как в вашей жизни появилось бережливое производство? С каких пор вы живете по принципам непрерывного совершенствования? Можете оставлять свои истории в комментариях.
Этим постом хочу рассказать, как Toyota production system обретал я.
Меня всегда притягивала Япония. Вообще, наверно, это судьба. По-другому я не могу объяснить череду событий, благодаря которым я могу повторить Вячеслава Маркова, указав «Тойота» в графе религия в профиле Вконтакте.
Сразу скажу, что особого курса бережливого производства да и производственного менеджмента в программе моей специальности не было. Помню, на одной из лекций, мысль, вскользь брошенная преподавателем – о превосходстве японского автомобилестроения – очень зацепила моего одногруппника. «Немецкие автомобили, – парировал он – лучшие в мире». Не буду углубляться в подробности, спор получился затяжным, жестким и ни к чему, можно сказать, не привел. Тогда я не вступал в разговор, не имея своей позиции и знаний по этому вопросу. Но заметку где-то в далёком уголке своего мозга поставил.
Еще раньше, один из моих знакомых – занимавший руководящий пост в одной фирме, говорил о немыслимой для российской действительности вещи – японская Тойота почти не имеет складов, а готовые машины не ждут и нескольких часов перед отправкой на реализацию. Помню, что его этот факт очень впечатлял, а меня невероятно удивлял, ведь его компания практически полностью состояла из складов…
Непосредственно с производственной системой Тойоты, пусть и в теории, я впервые столкнулся … на курсе мировой экономики. Наш преподаватель сам был увлечен успехами Японии, и, с упоением рассказывая о японском экономическом чуде, неоднократно упоминал «тойотизм». Немного погуглив и пояндексив понятие, я нашел множество интересных ресурсов и документов, однако понял, что «тойотизм» – это всё же слишком общее и размытое понятие.
«Тойотизм» противопоставляется фордизму, его называют «фордизм наоборот», хотя сейчас мы знаем, что Генри Форд, на самом деле, сыграл весомую роль в истории производственной системы Тойоты. Сам Тайити Оно ссылался на Форда.
Однако, я думаю, что «тойотизм» употребляется чаще как термин экономической социологии, его используют в работах по экономике труда. Я понимаю тойотизм, прежде всего, как философию менеджмента. Мне же была интересна система Тойоты как система организации производства, производственного менеджмента. Сейчас термин тойотизм употребляется гораздо реже чем, скажем, бережливое производство и производственная система Тойоты. Объяснения сути тойотизма, найденные в сети, меня не удовлетворили. Только недавно в книге Тайити Оно «Производственная система Тойоты» на странице 126 прочитал, что термин тойотизм сформулировал Кийитиро Тойода.
Я продолжил поиски, спрашивая все популярные поисковые машины, не видели ли они где-нибудь «японский менеджмент». Как оказалось, здесь вообще поле непаханое. Можете сами проверить.
Так получилось, что сразу по нескольким дисциплинам мои задания были связаны с Японией или японским менеджментом. Как будто кто-то сам меня подталкивал на эту тропинку. Качал из интернета инфу гигабайтами и читал книги многими килограммами, я уж и не помню как мне попались jit, канбан, кружки качества, 5s, кайдзен (кайзен), муда и другие на первый взгляд почти матерные слова :). Потом я обнаружил и бережливое производство и производственную систему Тойоты. Роюсь в памяти и вспоминаю, что в голове у меня тогда творилась каша – потому что существовало множество мнений что-куда входит и к чему относится. Даже в курсовой, перед сдачей на проверку, я исправлял, что более обширное понятие – lean, кайдзен или еще что-то. Известная статья в Эксперте – «Пошел ты на гембу муду разгребать» немного проясняла ситуацию. Там же нашел фундаментальное исследование ИКСИ о модернизации производственных систем на российских предприятиях. Подобное исследование не проводил больше никто. Кстати, в конце 2008 года были представлены результаты повторного исследования.
Друзья подарили мне «Дао Toyota», когда я достал их разговорами об успехах японских компаний – прочитал взахлёб, но не успокоился на этом. Весной принял участие в отборе в Летнюю школу для молодых экономистов, организованную ИКСИ и ВШБ МГУ. Разные вопросы были – о конкурентоспособности российских компаний и как ее поднять – но стержнем моих ответов было бережливое производство. Какова же была моя радость, когда меня приняли, и, приехав, я понял, что TPS – одна из главных тем этой летней школы! Вот вам еще одно совпадение, которому у меня нет объяснения… Там я узнал, что книги по японскому менеджменту и бережливому производству делает не только Альпина. Прочитал вышеупомянутую книгу Тайити Оно, затем «Систему менеджмента Тойоты» Ясухиро Мондена. Хорошие книги, как оказалось, есть, только в провинции их сложно было найти.
Естественно, диплом я решил писать на тему, связанную с бережливым производством. При подготовке диплома я использовал много книг из серии «Бережливое производство» ИКСИ, книги Дж.Лайкера, М. Имаи, я даже нашел книгу 1989 года – «Тоёта. Методы эффективного управления» Ясухиро Мондена, и, конечно, был перелопачен большой объем информации из глобальной сети. Как ни странно, только в процессе написания диплома по бережливому производству я скачал одноименную книгу Дж. Вумека и Д. Джонса, однако, книга не очень впечатлила. Всё-таки Оно, Монден и Лайкер на мой взгляд компетентнее и пишут гораздо лучше.
Где, на какую тему я писал, и что получилось – можете прочитать в одном из обсуждений в группе Вконтакте.
Этим летом был всего лишь в ста километрах от Родины производственной системы Тойоты, на далеком острове Карафуто, как до сих пор японцы называют Сахалин. Историческая справка – только после II Мировой на всём острове установилась Советская власть. Моим впечатлениям и наблюдениям о Сахалине, его японской страничке в истории я планирую посвятить отдельный пост. Думаю, будет интересно узнать, чего смогли добиться японцы за 40 лет, чего не удалось нам, и что мы имеем сейчас. Знаете, быть настолько близко к стране мечты и не побывать там кажется преступлением. Но… я его совершил. К сожалению, сломанная на чудесном острове нога не дала воспользоваться шансом. Потому – не в этот раз. Наверно, суждено мне побывать на японских островах, только целенаправленно туда отправившись. Так и сделаю:)
Сейчас, меня пригласили работать в ИКСИ – заниматься распространением и популяризацией идей бережливого производства на просторах российской глобальной сети; должность моя уникальна по своему названию – менеджер по представленности Института комплексных стратегических исследований в сети интернет. Данный пост – дебют этого сотрудничества.
Что дальше – покажет время. Главное – я буду верен принципам постоянного совершенствования. Сейчас хороших книг по бережливому производству/производственному менеджменту появляется все больше. Интересные статьи пишутся чаще. Будем учиться. Будем менять свои предприятия и страну к лучшему.
P.S.
Благодаря кризису, как ни странно, я еще больше утвердился в том, что методам бережливого производства нет альтернативы. Как и многие люди, я нахожу японские производственные системы возможно единственным способом пережить кризис и остаться на плаву. И даже оказаться в выигрыше. Постоянное совершенствование бизнеса предопределяет лидирующие позиции предприятия и выпускаемой продукции на рынке. Самый яркий пример в подтверждение этих слов — компания Toyota.
Рекомендую:
Бережливое производство в России и мире. Lean-карта
Производственная система Тойоты: уходя от массового производства
Ежедневно и с полной отдачей!
Toyota — секрет её величия. Тойодаизм
Как это было в Японии — История успеха японской экономики. Часть 1
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Трекбеки/Пинги
- Лучшая книга 2009 года | Leaninfo.ru - [...] Обретая Toyota production system [...]
- Япония – страна здравого смысла | Leaninfo.ru - [...] Обретая Toyota production system [...]
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Ребята, подскажите, как внедрять принципы Тойота в образовательном учреждении!?!
Алина, а что именно вас не устраивает в вашем образовательном учереждении?
Отличная рекомендация для внедрения любых новых систем
Уважаемые коллеги, подскажите, где можно найти примеры внедрения системы Бережливого производства в строительстве? Простое внедрение принципов TPS невозможно, так как строительство объектов характеризует большой продолжительностью создания конечного продукта, сложностью этапов и высокой стоимостью. Я тоже хочу добиться повышения эфективности производства через внедрение TPS, но только в строительстве. Может кто нибудь поможет?
Сергей, здравствуйте!
Согласен, простое внедрение TPS невозможно. Не существует универсальных шаблонов по бережливому производству, или почти не существует. К тому же к lean вообще немного неверно использовать слово «внедрить». Внедрить можно лишь что-то конечное, совершенствование же — не имеет предела. Вообще же в каждом конкретном случае требуется именно адресный подход.
Что касается вопроса про «бережливое строительство» — насколько я знаю, хороших результатов в развертывании концепции бережливого производства добились в группе компаний «Савва», точнее в ее строительном активе «Волгастройгрупп».
Алина, уверен, что никто не скажет готового рецепта применения методик Тойоты в сфере образования. К тому же в каждом проекте нужно все подробно изучать. А здесь еще и очень экзотическая для российского lean сфера применения.
Основа бережливого производства для любой деятельности — это ценность для потребителя. Поэтому исключаем все, что не добавляет ценность конечному продукту — в данном случае получение знаний/диплома. Как вы знаете — существует всего 7 видов потерь — действий не добавляющих ценности, их сформулировал впервые Тайити Оно для промышленности. Теперь их осталось переложить, переформулировать для образовательной деятельности.
Кстати, да, поддерживаю вопрос Галины — что именно хотите менять? И какое именно это учреждение?
Сергей, как уже отметил Павел, есть целое направление, которое называется «Бережливое строительство» или «Lean construction». По нему даже конференции проводят! Попробуйте задать этот термин в поисковой строе Яндекса — найдете много информации.
Спасибо, коллеги!
Здравствуйте!!!
Мы планируем внедрить на производственном предприятии систему lean.
Посоветуйте нам, пожалуйста, хорошего специалиста в этой сфере.
Требуется на постоянную работу проект-менеджер. Работа в Санкт-Петербурге, Приморский район.
Зарплата от 100 000 руб. Оформление по ТК РФ. Соц. пакет.
Рассматриваем специалистов также с других городов.
С уважением,
Дмитриева Анна
Компания Петра Дьяковского
Тел. 8 (901) 313-74-61
Тел. 8 (812) 313-94-15
http://www.diakovski.ru
Сергей, у нас на сайте в открытом доступе есть материалы 2 мероприятий по ускоренному строительству (lean construction). В ноябре мы делали обзор внедрений методов lean construction в России. Кроме того, в резделе исследования есть в открытом доступе работа по возможностям внедрения методов lean в гостиничом строительстве. Надеюсь, это будет полезно.
Алина, пару лет назад у меня ВУЗ заказал семинар по LEAN. В основном их интересовали административные процессы ( работа приемной комиссиии, столовой). Строго говоря, к учебному процессу они не пытались это применить, кроме как ввести курс по ЛИН. А вообще , образование — это сфера услуг, поэтому сдесь надо применять методы Lean service. Основая специфика — этого направления то, что клиент является частью «производственного процесса». Из этого следует весь инструментарий. Могу рекомендовать «Бережливое обеспечение» и «Бережливое производство + 6 сигм в сфере услуг» Альпины, ну и «5s в офисе» ИКСИ
Рузиля, в рамках ЛИН вопрос ценности недостаточно проработан. ЛИН предопредленяет 7-8 неценностей и сводит понимание ценности к банальным дешевле, качественнее, быстрее. Вопрос ценности — это одновременно и маркетинговый вопрос и вопрос стратегического менеджмента. Проблема в том, что традиционные инструменты стратегического менеджмента и маркетинга слабо стыкуются с ЛИН. Вопросы, которые вы задаете — это часть комплексного исследования ценности. Это важный и трудоемкий процесс, и он требует вовлечения духовных способностей и душевных сил по максимуму. Но на выходе это дает много вдохновения и воодушевления. Даже если вы берете, как отдельный проект — обучение персонала. Я могу вам рекомендовать посмотреть материал «Часто задаваемые вопросы по внедрению ЛИН» и пройти тест на подготовленность вашего ЛИН проекта — много епроясниться по ходу.
Дали ссыль на этот форум, что тут мега форум о похудении, де оно ? я не вижу!
Вы дали правильную ссылку. Только у этого форума целевая аудитория — здесь делятся способами похудения производственные менеджеры.
Вместо «вы», читать «вам»