Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita)
Просмотров: 772Коносуке Мацусита (Konosuke Matsushita, яп. 松下 幸之助, 27 ноября 1894 — 27 апреля 1989) — основатель корпорации Matsushita Electric, одного из крупнейших в мире производителей бытовой техники и электронных товаров (переименована в Panasonic в 2008г).
Коносуке Мацусита — величайшая личность в истории современного бизнеса. Он не имея ни образования, ни денег, ни связей своим трудом и талантом смог создать одну из крупнейших электротехнических компаний в мире. Мацусита был ярким лидером и новатором в сфере управления бизнесом. Мацусита утверждал, что миссия бизнеса — это служение людям, развитие их навыков и талантов, искоренение бедности, повышение уровня жизни общества.
Главные принципы успеха, сформулированные Коносуке Мацуситой:
Наша фирма создаёт людей… Кроме того, она производит товары.
Энтузиазм движет людьми сильнее, чем знания или умения.
Семья
Коносуке Мацусита родился в деревне Васамура, его отец был землевладельцем и видным членом местного общества. Коносуке — самый младший ребенок в семье, к тому времени у него уже было пять сестер и три брата. Когда Коносуке было 4 года, его семья разорилась и была вынуждена переехать с фермы в маленький дом в городе. Он был вынужден из-за крайней бедности оставить обучение в школе и идти работать. Коносуке отправили в другой город работать подмастерьем в магазин, продающий жаровни. Меньше чем через год магазин обанкротился.
В раннем возрасте из жизни ушли его мать и несколько братьев и сестер. В дальнейшем он остался единственным выжившим ребенком в семье.
Начало предпринимательства
Коносуке нашел новую подработку в магазине, торгующем велосипедами. Велосипеды в то время были предметом роскоши, их ввозили в страну из Великобритании.
Затем на улицах Осаки начали появляться трамваи. В 1910 году Мацусита начал работать в компании Osaka Light и проработал 7 лет. Начинал он с зарплаты в одну иену в месяц и с подсобной работы помощника электромонтера. В дальнейшем – участвовал в переоборудовании театров в кинотеатры, а также оснащал электропроводкой дома богатых бизнесменов.
Коносуке пытался заинтересовать своего работодателя улучшенной электрической вилкой, над которой он трудился в свободное время. Но его старания оказались напрасны. Тогда в 22 года он решает начать собственное дело.
Рождение Matsushita Electric
Коносуке основывает собственную компанию с начальным капиталом не более 100 йен. Однако его мало пугали скудные ресурсы. Он, жена, два нанятых работника и его шурин трудились в крошечной арендуемой квартирке над производством штепсельных вилок. Никто из них не имел за своими плечами даже школьного диплома. Продажи вилок были низкие, и к концу 1917 года маленькая компания стояла на грани разорения.
Спас компанию неожиданный крупный заказ на 1000 изоляционных плат для электровентиляторов. Теперь, когда бизнес начал расти, Коносуке арендовал двухэтажный дом, и это было началом производства электрических устройств компании Matsushita Electric.
Компания начала производство инновационных на то время электрических переходников. Продукция была очень популярна и заслужила хорошую репутацию качественного товара по невысокой цене.
В 1923 году Коносуке заинтересовался велосипедными фонарями. В то время фонари уже существовали, но работали не более 3 часов от батарейки и были ненадёжны. Решив преодолеть эти недостатки, Коносуке спроектировал велосипедный фонарь в форме пули, которая работала без подзарядки до 40 часов. Однако продавцы электроприборов и велосипедов считали, что эти фонари будет плохо продаваться, но затем они стали очень популярны. Далее последовал выпуск настольных ламп, которые можно было использовать вместо керосинок. Так появился первый бренд компании — National.
Социальная роль бизнеса
В 1932 году Коносуке сформулировал миссию компании: «Наш бизнес — это то, что поручено нам обществом. Поэтому мы обязаны направлять и развивать компанию так, чтобы помогать развиваться обществу и способствовать усовершенствованию жизни людей».
«Бизнес — это люди» — одно из любимых высказываний Коносуке. Он долго верил в развитие способностей его служащих и затем открыл Институт для обучения служащих на фабрике Кэдома.
Военные годы и послевоенный подъем
Не всё было так гладко в истории компании. Из-за войны между Японией и Китаем, а впоследствии и второй мировой войны, на компанию было оказано давление со стороны государства с целью производства товаров для военных нужд. За время войны Matsushita Electric Industrial потеряла 32 фабрики. К счастью, главный офис и основная фабрика были спасены, но компания понесла серьёзные потери и восстанавливалась фактически на пустом месте. Сам Коносуке смог избежать преследований как военный преступник благодаря петиции, подписанной более чем 15 тысячами сотрудников.
Послевоенное общество Японии было разорено инфляцией, нехваткой продовольствия и нечестной практикой деловых отношений. Чтобы обратиться к фундаментальным вопросам относительно человеческих условий существования, Коносуке учредил движение «За мир и счастье через процветание» (Институт PHP).
Шаг компании на Запад
В 1951 году Коносуке объявил, что для компании настало время занять весомое место в международном экономическом сообществе. Коносуке посетил США, чтобы лично увидеть уровень американской промышленности, и заметил огромную пропасть между преуспевающей Америкой и обедневшей после войны Японией. Он понял, что, для того чтобы конкурировать с Западом, его компания нуждалась в лучшем знании электроники и более специализированном подходе к разработке новой продукции.
Следующим шагом в развитии Matsushita Electric Industrial стало сотрудничество с концерном Philips. Через пару лет успешной работы появился бренд компании — Panasonic.
Мировое признание
Поскольку успех Matsushita Electric стал распространяться за границу, Мацуситу стали признавать как одного из великих предпринимателей мира. Роберт Кеннеди, Индира Ганди, Тито, приезжали в Японию, чтобы совершить экскурсию по его компании.
Мировые СМИ вскоре обратили свое внимание на Panasonic и его основателя. В феврале 1962 года на обложке журнала TIME предстал сам Коносуке Мацусита. О Мацусите написал журнал Life: его называли «главный промышленник», «самый богатый человек», «философ».
Коносуке полагал, что в 21-ом веке Япония и другие азиатские страны будут производить бо́льшую часть товаров в мире, и он с энтузиазмом продвигал новые политические и экономические идеи, такие как необлагаемое налогом государство и другие управленческие системы, которые подготовят Японию к будущему.