Мир иллюзий автоматизации
29 Сен 2014 Андрей Крот в рубрике Интересно, Мнение практика | 1 комментарий
Просмотров: 1 263
Современный тренд развития бизнеса неуклонно направлен в сторону автоматизации. Это обусловлено в первую очередь тем, что требования к скорости обработки и доступности информации значительно возросли, объемы информации нарастают, как снежный ком, а человеку без помощи компьютеров «переваривать» такие объемы не представляется возможным.
На этом фоне следует отметить, что зачастую цели и задачи в рамках проектов автоматизации подменяются, самому процессу автоматизации приписываются несвойственный достижения, которых невозможно достичь без применения других инструментов. Например, вот какие цели иногда декларируются в проектах автоматизации бизнеса:
- Повышение прозрачности процессов;
- Оптимизация бизнес-процессов в Компании;
- Повышение управляемости Компании;
- Сокращение издержек.
Каждая из этих задач очень привлекательна для бизнеса, однако ни одна из них, на мой взгляд, не может быть решена только средствами автоматизации.
В качестве аргумента в пользу моего тезиса приведу одну цитату, которая лично мне кажется очень точной:
В свете этого, без повышения прозрачности процессов путем их анализа и оптимизации, как правило, невозможно достичь первых двух целей. Да, автоматизация в чистом виде может дать небольшой эффект, например, заставит людей вносить данные в жестко зафиксированные формы ввода данных, и тем самым несколько снизить вариативность процессов, но подлинной оптимизации и повышения уровня прозрачности не произойдет.
Повышение уровня управляемости — это вообще цель из разряда мистических. Приведу девиз компании IBM:
В процессе управления человек должен думать и принимать решения, а машина — считать и давать для этого информацию. Так вот, если человек не станет интенсивнее думать, прилагать усилия в этой части процесса управления — то никакие, даже самые волшебные цифры из информационной системы не повысят уровень управляемости.
Сокращение издержек вообще может не наступить. К сожалению, очень часто, при анализе проектов внедрения ИТ-систем не берется в расчет стоимость поддержки (владения). Крупные компании с развитой ИТ-инфраструктурой и ИТ-департаментом ориентируются на этот показатель. Что касается средних и мелких компаний, то в большинстве случаев сравниваются затраты на приобретение ПО, его внедрение, и сокращение трудозатрат в результате внедрения. А стоимость поддержки, риски простоя — остаются вне анализа.
Считаю, что цели, которые действительно достижимы при автоматизации, можно изложить в виде 5 пунктов:
- Сокращение трудозатрат — часть рутинных операций вместо человека выполняет машина, высвобождая его время;
- Повышение достоверности данных в информационной системе — речь идет о появлении данных, которых ранее не было, или повышения уровня точности существующих данных;
- Создание конкурентных преимуществ для компании — внедрение принципиально новых технологий, которые открывают для бизнеса новые возможности. примерами таких проектов могут быть — создание интернет-магазина (новый канал сбыта), приложения для мобильных телефонов (новый способ привлечения клиентов) и другие;
- Повышение производительности/надежности информационной системы — сокращение времени простоев, повышение скорости отклика при работе с системой
- Повышение уровня безопасности информационной системы — комплекс мер направленных на предотвращение несанкционированного доступа к данным, снижение рисков утечки конфиденциальной информации, защиту от внешних атак с целью вывода из строя оборудования.
Все, что выходит за рамки перечисленного — может быть достигнуто ТОЛЬКО, если проекту автоматизации будет предшествовать проект исследования и оптимизации бизнес-процессов, а также исследование сроков окупаемости проектов с учетом не только затрат на внедрение, но и обучение и поддержку системы.
Мой опыт показывает, что менеджмент очень часто пытается смешать выстраивание и оптимизацию процессов с автоматизацией. Это, увы, беда, так как процессный подход предполагает наличие у каждого бизнес-процесса хозяина (владельца), отвечающего за его исполнение. А хозяин должен владеть процессом — т.е. понимать, как он работает. И понимать, где есть потребность в автоматизации (как правило с целями 1 и 2), а где нет.
Считаю, что выход из сложившейся ситуации только один — помочь руководителям избавиться от иллюзий об автоматизации. Им нужно рассказывать и доказывать, что:
- Если придет кто-то со стороны (например, программист 1С) и изучит Ваши процессы, а потом предложит, как их оптимизировать — он будет смотреть, как правило, очень узко. Ведь он зачастую не обладает инструментарием оптимизации процессов, и будет выполнять задачу в духе «как в существующую 1С внести необходимые данные, чтобы получить то, что нужно заказчику». В результате, это как правило приводит к «костыльным решениям», накапливание которых со временем приводит к неуправляемости системы в целом.
- Тот кто изучил процесс по-настоящему, с широким взглядом, глубоко и досконально, а потом изменил его, путем оптимизации с последующей автоматизацией — автоматически становится владельцем процесса. Как можно управлять процессом, который меняет кто-то другой?
- Если процесс был изучен без участия руководителя, и ему предложены меры по оптимизации — как правило они ложатся под сукно, и никогда не используются. Руководители воспринимают эти рекомендации, как чуждые. В итоге — время и деньги потрачены, сторонний сотрудник познал суть процесса, но это знание в Компании не осталось, так как он ушел после проекта. Или они не востребованы. Результат — нулевой или очень незначительный.
- Если процессы были изучены сторонним сотрудником, и даже формализованы — то актуальность документов о процессах в Компаниях с нерегулярным менеджментом может сохраняться в течение нескольких недель (в худшем случае) или 2-3 месяцев (в лучшем случае). За это время процесс меняется, т.е. схемы и документы становятся неактуальными, и пользоваться ими для дальнейшей автоматизации или оптимизации следует крайне осторожно. Кроме того, информация по любому бизнес-процессу делится на формализуемую (меньшая часть, которую можно отразить в виде схем и описать) и неформализуемую (большая часть, которую невозможно зафиксировать, так как эта задача вида «объять необъятное»). Поэтому даже в случае формализации полную картину передать и зафиксировать не представляется возможным.
Что же делать в таком случае?
Мой опыт показывает, что есть четыре варианта развития событий в рамках проектов автоматизации/оптимизации. Они расположены от худшего к лучшему с точки зрения качества результата:
- Автоматизируем «как есть». Руководитель в процессе не участвует, но декларирует, что ему этот инструмент «очень нужен», и заявляет «когда наконец вы это сделаете». В результате после внедрения получаем негативную обратную связь вида: «Из-за вашей программы у меня продажи/производство/отчетность (нужное подчеркнуть) встали колом!», и огромное количество доработок с приоритетом «сделайте это прямо сейчас!», так как куча нюансов не учтена.
- Руководитель погружается в проект автоматизации, и удается частично оптимизировать особо узкие и неэффективные места в процессах. Но глубоко не погружается (не царское это дело). В результате — после внедрения получаем меньшее количество негатива, так как руководитель принимал решения, и наезжать в этом случае ему совесть не позволяет. Но количество доработок с приоритетом «сделайте это прямо сейчас, или завтра» также очень велико.
- Руководитель становится хозяином процесса. Погружается в детали, разбирается в мелочах. Придумывает все процессы сам, не привлекая сотрудников. Другими словами — решает «один за всех» — как правильно надо работать. В результате решение получается неплохое, но внедряется крайне сложно, потому что не учитывается огромное количество нюансов. Претензий к ИТ, как правило, мало, но количество задач с высоким приоритетом также высоко, потому что работать с этим функционалом реально практически невозможно.
- Руководитель возглавляет Команду, которая занимается изучением процесса, выявлением узких мест и их устранением. Команда должна объединять различные компетенции (логисты, программисты, бухгалтера и т.д.), и обязательно должна включать непосредственных исполнителей процесса. В этом случае руководитель начинает глубже понимать реальный процесс, и руководствуется этим знанием при принятии решений по оптимизации и последующей автоматизации. Как следствие — имеем очень приличный результат на выходе, сотрудников, знающих как это работает, и достаточно гладкое внедрение. Количество задач с высоким приоритетом существенно меньше.
Думаю, что нужно постепенно поднимать руководителей с уровня 1 до уровня 4. Это очень непростая задача, ведь меняться хотят далеко не все. Как ее решать? Это тема уже для отдельной статьи.
Фотография: Чарли Чаплин в фильме «Новые времена» («Modern Times»), 1936
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Нельзя недооценивать автоматизацию бизнес процессов, мы работаем в этом направлении с docsvision.com