Японский менеджмент и путь самурая
29 Ноя 2012 Вячеслав Марков в рубрике Видео, Истории, Рекомендуем | 10 комментариев
Просмотров: 3 672Японский менеджмент многое заимствовал в культуре самураев. Ведь постоянное совершенство и внимание к деталям — основа всей жизни самурая. Например, обучение владению мечом никогда не кончается, и даже самый известный мастер не скажет, что достиг совершенства. Самурай практикуется всю жизнь, так как его цель — научиться безупречно выполнять каждое движение, каким бы малозначительным оно ни казалось. Ведь только так можно мгновенно за долю секунды нанести единственный, но смертельный удар противнику.
Так и движение к успеху компании Toyota было обусловлено именно таким самурайским стремлением к совершенству в течение полувека.
Я посетил выставку-проект Самураи: Art Of War, чтобы поближе познакомиться с наследием культуры Японии той эпохи. Замечательная выставка! Сейчас я предлагаю Вам посмотреть видеорассказы с этой выставки о заповедях самураев. Почувствуйте сами — откуда растут корни японского менеджмента.
ХАГАКУРЭ — ПУТЬ САМУРАЯ
Как же это, друзья? Человек смотрит на вишни в цвету, а на поясе длинный меч!
Самурай – уникальная личность. Отважный воин, утонченный поэт и художник в одном лице. Владение изящными искусствами было не менее важным, чем владение искусствами военными. Говорят, что по стилю каллиграфии воина можно было предугадать и его манеру ведения боя. А предсмертные стихотворения, написанные великими самураями перед совершением сэппуку – ритуального самоубийства, вошли в золотой фонд мировой поэзии.
«Просыпаясь утром самурай говорит себе – сегодня я должен умереть» — одна из первых заповедей кодекса чести самураев. Готовность умереть для самураев уподоблялась совершенному овладению воинским искусством. Путь воина — это смерть, что означает стремление к гибели всегда, когда есть выбор между жизнью и смертью. Смерть была самым важным обстоятельством в жизни самурая. Говорится, что если жить, свыкнувшись с мыслью о возможной гибели и решившись на неё, если думать о себе как об умершем, слившись с идеей Пути воина, ты сумеешь пройти по жизни так, что любая неудача станет невозможной, и ты исполнишь свои обязанности как должно.
Однако самурайское понятие о смерти можно трактовать не только как смерть физическую, но и как смерть ментальную. Что это означает? Прежде всего, отказ от собственных интересов. Это смерть для собственных желаний ради жизни, полной преданности своему господину. В этом главное отличие самурая от наёмного работника. Воин всегда должен думать лишь о воинском долге, выполнению которого подчинена вся его жизнь, поступки и помыслы.
Преданность, бесконечное ощущение долга — вот что составляет образ идеального самурая. Внешним для воина было поддержание боевой формы, а внутренним — выполнение морального долга. Основным помыслом воина всегда должно было оставаться желание умереть за своего господина. Кодекс «Хагакурэ» провозглашает так:
Где бы я ни был — далеко в горном ските или даже похороненным под землёй — везде моим долгом будет соблюдение интересов моего господина… Это позвоночный столб нашей веры, неизменная и вечная истина. Каждое утро настраивай свой разум на то, как правильно умереть. Каждый вечер освежай свой разум мыслями о смерти.
Сэппуку (харакири) — апогей выражения преданности господину. По своей сути ритуал добровольной смерти был логическим завершением всего миросозерцания самураев. Это акт принесения самого дорогого, что есть у человека, в жертву своему господину как высший символ выполнения своего долга и искренности души. В любой момент самурай был готов совершить сэппуку, если его господин выказывал недовольство им, оказывал недоверие, или если господин умер, был убит в бою, либо сам совершил сэппуку.
РОЖДЕНИЕ МЕЧА
Меч самурая — это живое существо, он часть сознания мастера и владельца. Японцы говорят, что в мече живет душа самурая, скрытая от постороннего взора в ножнах. Для придания эластичности и упругости меча мастер вкладывает в него сердцевину из более мягкой стали. А более твёрдый слой обволакивает её подобно коре дерева, рождая особенный рисунок. Ценители называют его «Джихада» — кожа меча.
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Мудрая философия. Многое можно взять себе. Не противоречит тем книгам, которые я читал, только дополняет. Спасибо!
Спасибо за материал!
Я правда всегда говорил, что у них это у всех в крови, будь-то совершенный меч или совершенство чайной церемонии или домашняя планировка… Кстати, в видео использован мой любимый видеоряд «Kyoto Autumn Color» / «Осенний цвет Киото». Очень помогает просмотр этого фильма вечером, с чашкой чая, после тяжелого рабочего дня.
Дмитрий, благодарю за оценку. Согласен, если в спокойной обстановке со свежими мозгами слушаешь тезисы хагакурэ, то воспринимается более глубоко!
Меня многое восхищает в самурайской культуре. Например, краткость и чёткость изложения мыслей в стихах хокку. Процесс воспитания самураев с малых лет, брачные отношения. Самоанализ в критических ситуациях. Погружаясь в размышления об этом, чувствуешь многие пробелы в современной жизни…
Говорят, что Япония создана мечом…
Говорят, древние Боги опустили коралловый клинок в океан, а когда вынимали его, 4 восхитительные капли стекли с клинка в океан, и стали эти капли островами Японии.
А я говорю, Япония создана горсткой храбрецов-воинов, готовых отдать свои жизни за то, что стало забытым сном… Честь!
Кто вспомнит — откуда эти слова?
Думаю: «Последний самурай»
САМУРАЙСКАЯ ПРИТЧА
В Японии, в одном поселке недалеко от столицы жил старый мудрый самурай. Однажды, когда он вел занятия со своими учениками, к нему подошел молодой боец, известный своей грубостью и жестокостью.
Его любимым приемом была провокация: он выводил противника из себя и, ослепленный яростью, тот принимал его вызов, совершал ошибку за ошибкой и в результате проигрывал бой.
Молодой боец начал оскорблять старика: он бросал в него камни, плевался и ругался последними словами. Но старик оставался невозмутимым и продолжал занятия.
В конце дня раздраженный и уставший молодой боец убрался восвояси.
Ученики, удивленные тем, что старик вынес столько оскорблений, спросили его:
— Почему вы не вызвали его на бой? Неужели испугались поражения?
Старый самурай ответил:
— Если кто-то подойдет к вам с подарком и вы не примете его, кому будет принадлежать подарок?
— Своему прежнему хозяину, — ответил один из учеников.
— Тоже самое касается зависти, ненависти и ругательств. До тех пор, пока ты не примешь их, они принадлежат тому, кто их принес.
Японские самураи обязались принимать решения на протяжении 7 вдохов. В случае невозможности этого они переключались на что-то другое, поскольку для принятия решения еще не созрели обстоятельства, либо они сами
Вячеслав, большое Вам спасибо за такой теплый и искренний рассказ о выставке. Мы работаем сейчас над новой экспозицией, которая откроется в октябре в Москве. Хотелось бы видеть Вас на открытии в кругу друзей выставки. Буду рад личному знакомству с Вами.
Юрий Аистов, куратор выставки «Самураи — Art of war»
Юрий, спасибо за Вашу оценку. С удовольствием приеду на открытие новой выставки! Для связи пишите на markov.vyacheslav@gmail.com