Причины и последствия 7 видов потерь на производстве. Практика применения
2 Ноя 2012 Лилия Алиулова в рубрике Мнение практика | 12 комментариев
Просмотров: 121 656Аннотация: В статье рассматриваются причины возникновения 7 видов потерь на производстве, произведен анализ возможных последствий, что дает возможность не только избегать потерь но и контролировать дальнейшее развитие ситуации при ограниченности ресурсов, тем самым оптимизируя управление. Разработана удобная в работе таблица определения и исключения/минимизации потерь.
Список ключевых слов: потери, снижение потерь, выявление потерь, оптимизация производственных процессов.
Выявление и снижение потерь – приоритетная задача любого современного предприятия. Так как это является основой успешной деятельности.
Впервые понятие потерь ввел Тайити Оно (1912-1990), исполнительный директор Toyota — будучи самым ярым борцом с потерями, он установил семь типов муда. Муда – это одно из японских слов, означает потери, отходы, то есть любую деятельность, которая потребляет ресурсы, но не создает ценности. Это ошибки которые нужно исправлять. Это выполнение действий, без которых вполне можно обойтись.
В литературе рассматривается прежде всего оценка потери как факта уже случившегося и как метод устранения. Что является безусловно важным, но не дает ответа на то, какие причины и последствия сопутствуют 7 видам потерь.
Целью бережливого производства является предотвращение потерь. Необходимо не только устранить, но и впредь не допускать дальнейшего появления и/или развития потерь.
Задачей менеджмента является оптимизация процесса. Рассматривая последствия потерь, руководство, при ограниченных ресурсах может принять решение, на что направить усилия в первую очередь.
Типы потерь, причины и последствия
Перепроизводство – самая опасная из потерь, так как влечет за собой остальные виды потерь. Но исключить и выявить этот тип проще всего, достаточно следовать девизу: «Не производи лишнего!». Необходимо производить только то, что заказано.
Причинами перепроизводства могут быть большие партии – что в свою очередь может быть последствием невозможности быстрой переналадки. Также упреждающее производство тоже может быть причиной перепроизводства. Избыточное оборудование, нестабильное качество – тоже являются причинами перепроизводства.
Последствия, возникающие при перепроизводстве – это преждевременный расход сырья, и как следствие, закупка материалов, что приводит к избыточным запасам, и потери качества.
Сумма невостребованной продукции и заготовок на складах и промежуточных операциях является стоимостью потери «Перепроизводство». Определяется в течении месяца, квартала, года.
Избежать перепроизводства помогает вытягивающая система поставок, а также выравнивание загрузки производственных линий.
Причиной избыточных запасов является длительная переналадка, что в свою очередь связано с выпуском продукции большими партиями. А также несовершенство системы планирования производства и поставки материалов.
Для складирования запасов нам требуются дополнительные площади, склады, дополнительная рабочая сила. Также эти запасы необходимо будет в последствии искать, а значит вновь затрачивать силы и время. Все эти усилия – лишние затраты, а сами запасы являются замороженным капиталом предприятия.
Как и в случае с перепроизводством улучшение системы планирования помогает сократить запасы. В основе производственных потоков должна лежать вытягивающая система с, по возможности, маленькими партиями, чему способствует выравнивание производства.
Следующий вид потерь – транспортировка — является следствием нерационального размещения оборудования, большого расстояния между производственными участками. Неэффективность организации производственного потока помогает выявить карта потока создания ценности. Отображая материальные потоки и их направленность, мы видим расстояние, которое преодолевает заготовка, либо материал, прежде чем станет готовым изделием. Увеличение издержек на транспортировку ведет к удорожанию продукции.
Оптимизация расположения оборудования, складских помещений, и направленности материальных потоков в целом помогает сократить количество транспортировок.
Потеря «Перемещения» связана с движением работников в течении рабочей смены. Способствует снижению производительности труда, повышению утомляемости персонала и росту травматизма. Выявить эту скрытую потерю помогает хронометраж перемещений рабочего – диаграмма Спагетти. Но также важно понимать и личную роль самого рабочего в оптимизации его рабочего дня и его действий. Для устранения лишних перемещений рабочего прежде всего необходимо повышать его квалификацию. Совместно с ним проводить оптимизацию производственного процесса, и эффективно организовывать рабочие места. Личная вовлеченность персонала может быть повышена путем внедрения Кайдзен-движения – небольшие улучшения своими силами.
Из всех видов потерь сравнительно меньший урон приносит «Ожидание». Это время, которое оборудование либо персонал проводит в бездействии, то есть не создавая ценность. При оптимизации производственных потоков, необходимо если и не исключать все остальные потери, то хотя бы стремиться перевести их в ожидание. Определить время ожидания позволяет хронометраж работы персонала и оборудования. Общее количество простоев за смену, месяц и год дадут нам время ожидания. Для уменьшения количества времени ожидания персонала – во время простоев рекомендуется направлять на уборку, внедрение систем 5S, TPM, SMED, Кайдзен.
Оптимизация расположения оборудования, сокращение времени на переналадку позволяют сократить время на ожидание.
Также увеличить затраты при изготовлении продукции может излишняя обработка. Возникает, в следствии отсутствия стандарта у рабочего, несовершенства технологий. Прежде чем выполнять заказ, нужно четко понимать, какие свойства продукта важны потребителю. Это понимание должно быть отражено в стандарте для рабочего. Например, в стандартной операционной карте, где будут четко прописаны все шаги и действия оператора.
Дефекты в изготовлении влекут дополнительные затраты на доработку, на контроль, на организацию места для устранения дефектов. Возникают вследствие нарушения технологии, низкой квалификации работника, несоответствующего инструмента, оборудования, материала. Стоимость дефектов определяется стоимостью бракованных изделий, и затратами на доработку. Внедрение систем петель качества и TPM помогают снизить брак. Также здесь важна личная заинтересованность работников производить качественную продукцию.
Для анализа потерь на производстве будет полезно рассмотреть таблицу (Таб.1. Причины и последствия 7 видов потерь на производстве), где будут одновременно представлены причины и последствия всех видов потерь, а также способы их выявления, подсчета и устранения. Важность этой таблицы заключается в том, что она помогает определиться с приоритетами действий менеджмента в борьбе со скрытыми потерями производства. Имея перечень проблем, руководству важно правильно понять направленность и последовательность действий. Только выстроив четкую программу, можно добиться устойчивого результата.
Таб.1. Причины и последствия 7 видов потерь на производстве
Потери | Причины | Последствия | Как посчитать потери? | Как устранить? |
Перепроиз-
водство |
|
|
|
|
Избыточ-
ные запасы |
|
|
|
|
Транспор-
тировка |
|
|
|
|
Перемеще-
ния |
|
|
|
|
Ожидание |
|
|
|
|
Излишняя обработка |
|
|
|
|
Дефекты переделка |
|
|
|
|
.
Список литературы:
- Вумек Джемс П., Джонс Дэниел Т. — Бережливое производство: Как избавится от потерь и добиться процветания вашей компании/Пер. с англ. – М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. – 473с. – (Серия «Модели менеджмента ведущих корпораций»).
- Манн, Дэвид — Бережливое управление бережливым производством / Д. Манн ; пер. с англ. [А. Н. Стерляжникова]. Пер.:.- New York : Productivity press, cop. 2005 Москва: Стандарты и качество, 2009
- Рамперсад, Хьюберт К. — TPS-Lean Six Sigma : новый подход к созданию высокоэффективной компании : пер. с англ. / Х. Рамперсад, А. Эль-Хомси. Пер.:.- Charlotte, N. C.: Inform. age publ., 2007 Москва: Стандарты и качество, 2009
- Тайити Оно. — Производственная система Тойоты: уходя от массового производства — М: Издательство ИКСИ, 2012. ISBN 978-5-903148-39-4
- «Точно вовремя» для рабочих. — Группа разработчиков издательства Productivity Press. М. Издательство ИКСИ, 2007, ISBN 5-903148-02-6
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Как обобщенная информация-напоминалка, вполне хорошая компиляция. Для слайдов полезна, но для слайдов нужна визуализация дополнительно. А так сразу хочется ответов, путей решений, нестандартных решений, решения вопросов ответственности по всем указанным видам потерь. А куда бы вы записали сложности с оформлением сопутствующей изделию документации и соответсвующими потерями времени? В излишнюю обработку или транспортировку? Или тут потери указаны только в контексте изготовления изделия? Спасибо!
Спасибо за комментарий. Данный Лин инструмент направлен на основной процесс создания ценности. Оформление документации — это вспомогательный процесс, для его анализа и оптимизации хорошо построить «пейзаж процесса» или по другому макигами (makigami).
Я бы записал оформление сопутствующей документации в ожидание. При условии, что это задерживает отгрузку продукции.
Процесс продаж — это основной процесс создания ценности, а, например, согласование договора или выставление счета — часть этого процесса.
И вообще, на мой взгляд, отдельного процесса «оформление документации» быть не должно — документы рождаются и «умирают» в ходе процессов.
Сама ценность в процессе продаж есть передача товара от продавца к клиенту, все остальное клиенту ценности не добавляет.
ценности не добавляет, но без документации клиент платить не будет.
Это муда 1 рода, обусловленная требованиями законодательства — ее нельзя устранить, но нужно максимально сокращать.
Теперь абсолютно согласен!
Александр, опять таки смотря какой процесс мы рассматриваем. Для потока ценности продукта, документация и все связанные с ее созданием действия — муда. Для процесса продаж, это действия по добавлению ценности, так как каждое такое действие приближает нас к целевому результату процесса — передаче товара/получению денег.
Коллеги, продажи бывают разные! В процессе продаж переговоры с клиентом иногда имеют ключевую ценность до момента принятия им решения. Дальше глубже. Если посмотреть глазами менеджера по продажам, то и сам процесс производства может являться сложной мудой. Чего проще — привози из Китая, прикрепляй свои сертификаты и отправляй по назначению :)
Интересный оборот событий, Вячеслав: «с точки зрения процесса продаж, производство — муда!» Забавно, но что делать…
И вообще, «не было бы проблем у завода, если бы не это производство!»
Александр, а не будет проблем, мы с тобой без работы останемся.