Лин Менеджмент для компаний B2B
12 Фев 2014 Elizaveta Shkulanova в рубрике Lean в России и мире | Добавьте комментарий
Просмотров: 865То, что методы Лин Менеджмента применимы в непроизводственных компаниях, уже ни у кого не вызывает сомнения. Теперь это задача адаптации и лидерства. Но останавливает компании, как правило, то, что есть «специфика», которая так трудно укладывается в какие-либо концепции. Тем не менее, от каждой такой «специфики» как раз и нужно оттолкнуться в поиске своего решения. Ниже рассмотрим проблематику бизнеса B2B в России и то, как Лин Менеджмент может отвечать на подобные вызовы.
B2B (от англ. Business to Business) – вид информационного и экономического взаимодействия между компаниями, ориентированного не на конечного потребителя, а на другие компании / юридические лица.
Даже в самом первом приближении есть минимум две предпосылки того, что Лин Менеджмент может стать успешной стратегией преобразования компании B2B. Во-первых, сам товар промышленных компаний является специализированным и мелко партийным, часто произведенным полностью под заказ клиента. Что это как не постоянный поток отличных друг от друга изделий, в который трансформируется производственная линия Toyota? Во-вторых, рассматривая классическую концепцию TPS легко заметить, что отношения Toyota со своими поставщиками, как раз и являются положительным ответом на вопрос, применимы ли данные методы для компаний B2B (рассматривая взаимодействие со стороны компании-поставщика).
Расcмотрим подробнее то, с чем особенным сталкиваются компании B2B и в гораздо меньшей степени — компании, взаимодействующие с конечными потребителями.
- Ограниченная маржинальность. Покупки на промышленном рынке совершаются рациональней, чем на бытовом. В цену невозможно вложить ажиотаж вокруг новой модели с розовыми кнопками. За возросшей ценой товара должны стоять такие преобразования, которые помогут клиенту увеличить его собственную прибыль.
- Производный спрос на продукцию B2B. Это означает, что спрос на товары промышленного рынка формируется под воздействием спроса на конечный продукт, который будет произведен с помощью товаров B2B. В таких условиях появление новой технологии, например, цифровой фотографии, ставит под угрозу само существование компаний, производящей технику для печати фотографий с пленки. Также, производный спрос провоцирует быструю смену поколений оборудования (чтобы реагировать на любые изменения конечного спроса), а соответственно сокращает жизненный цикл каждого товара и пропорционально сокращает время для получения максимальной прибыли от его продаж.
- Продукция технологически зависима. Оборудование и комплектующие на производство будут закупаться, скорее всего, той же фирмы, что и уже работающее на заводе. А вилочные погрузчики на склад, скорее всего, закупят те, к управлению которых сотрудники привыкли. То есть отрасли по отношениям поставщик-клиент довольно инертны и традиционны, что делает рынок для каждой компании очень узким, а конкурентную игру — острой.
- Ассортимент товаров обширен и разнообразен, а зачастую адаптирован к условиям конкретного заказчика. Товары такого типа – MTO (Make To Order) – невозможно закупить на сток или перепродать другому заказчику. Логистическая цепь поставок должна быть гибкой и сигналы по ней должны проходить без потерь в обе стороны.
- Компании B2B в целом, а российские – особенно, сотрудничают с государственными заказчиками или с крупными компаниями-монополистами (со значительной долей государственного капитала). Зачастую такие сделки, с одной стороны, сильно превышают текущий объем оборота, а с другой, обладают низкой степенью надежности, так как рынок B2G функционирует по своим, специфичным правилам, зачастую отличным от рыночных.
- Кроме очевидных преимуществ для компаний B2B, глобализация становится и большой проблемой, так как товары промышленного рынка не требуют серьезной адаптации для продажи в других странах: таких как раскладка клавиатуры или вкусовые предпочтения людей проживающих в разных климатических зонах. В результате, компании B2B сталкиваются с ситуацией «параллельного импорта», когда на территорию России и СНГ завозится оборудование не через официальные каналы дистрибуции, а через Китай и Индию – страны, которые могут позволить себе снижать цену за счет более низких бизнес расходов. С помощью развитых логистических маршрутов, либерализации торговли, а также быстрого обмена информацией на глобальном рынке, географические расстояния перестают быть барьером.
Перечисленные особенности приводят к тому, что удовлетворенность клиента – основное конкурентное преимущество в B2B среде. Это соответствует общемировым тенденциям борьбы компаний не за прибыли, а за доли рынка. Лояльность клиентов, основанная на ценности товаров и услуг, может стать надежным фундаментом для компании B2B, а Лин Менеджмент, работающий на увеличение добавленной стоимости – основой для стратегии компании в периоды затяжных рецессий.
Индивидуализация продукта, минимальный срок для получения прибыли, узкий рынок и технологическая зависимость оборудования – все это указывает на то, что операционные процессы компании B2B должны работать также как и производимое ими оборудование: с минимальными потерями, за минимальное время, с минимальными издержками и с непревзойденным качеством. Операционное совершенство — это второй ключевой фактор для компании, где каждая сделка будет отличаться от предыдущей составом спецификации, набором сопутствующих услуг, дополнительными требованиями к транспортировке, установке и обслуживанию.
Очевидной особенностью компаний рынка B2B является в принципе высокая сложность производимого ей оборудования. Его установкой, интеграцией, обслуживанием и предпродажной подготовкой могут заниматься люди определенной квалификации и специализации. Кадровый рынок специалистов узок и существует тенденция к его постепенному истощению в будущем. Уже сейчас сотрудники высокой инженерной квалификации перетекают между компаниями-конкурентами, а вакансии не закрываются по 6-12 месяцев. В таких условиях компании просто не могут позволять себе «текучку» кадров, так как опыт, знания и контакты в промышленном сообществе будут работать либо на определенную компанию, либо против нее.
Лояльность собственных сотрудников – третий ключ к успеху, а также третья Лин цель. Преобразования, влияющие на развитие сотрудников, повышение личной ответственности, групповое лидерство создают надстройку над внедрением других Лин методов и укрепляет систему в целом. Постоянные улучшения формируют самообучающуюся организацию и скрепляют уже действующие в компании методы мотивации. Без мероприятий, ориентированных на эти процессы, другие инструменты Лин могут давать лишь временные результаты или не давать их вовсе. Пошаговое внедрение изменений, всеобщая доступность информации о ходе реализации и результатах внушает сотрудникам уверенность в успех и то чувство стабильности, которого так не хватает в переходные периоды для компаний, во время внедрения новых бизнес-моделей.
В российской экономической истории прослеживается тенденция, когда значительные результаты, в том числе промышленные, достигались за счет труда под лозунгами «любой ценой». Данный подход остался в бизнес-культуре и выражается сегодня в несоответствии результата и потраченных на его достижение усилий/ресурсов. Таким образом, бизнес решение может показывать невероятную эффективность, но если обратить внимание на картину в целом, то часто очевидна его недостаточная продуктивность (несоответствие результату потраченных на его достижение ресурсов). Проблема такого подхода в том, что процессы, основанные на геройстве – не стабильны и непредсказуемы. Ровный, «мелкопартийный» поток товаров, информации, заказов — позволяет компании проявлять гораздо большую гибкость.
В условиях, описанных выше, необходимы решения, во-первых, не требующих капитальных вложений (при недостатке инвестиций и высоком проценте на заемные средства) и, во-вторых, затрагивающие внутренние процессы больше чем внешние (так как существует тенденция к еще большему ускорению темпа изменений внешней среды). В этой гонке за гибкость побеждает тот, кто в состоянии подстраиваться под вызовы внешнего мира без потери качества и продуктивности. В экономике завтрашнего дня «цель не оправдывает средства».
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.