Сломай стереотип!

29 Сен 2010 в рубрике Мнение практика, О книгах, Рекомендуем | 124 комментария

31 оценка, среднее: 4,58 из 531 оценка, среднее: 4,58 из 531 оценка, среднее: 4,58 из 531 оценка, среднее: 4,58 из 531 оценка, среднее: 4,58 из 5 (средний балл: 4,58; оценок:31)
Чтобы оценить запись, необходимо войти в систему.
Загрузка...
Просмотров: 11 889

Сломай стереотип!Около двух лет назад мы в издательстве ИКСИ начали искать возможность издать книгу о российском опыте развития производственных систем. Мы искали предприятия, опыт которых можно было бы превратить в книгу. У нас была идея обобщить опыт нескольких предприятий и вывести общие закономерности в издании. Были попытки переложить материалы с заводов в читаемый текст. Но долгое время все попытки оставались безрезультатными. Зачем все это?

 

Начиная с 2003 года, когда в нашей стране вышла первая книга о бережливом производстве с одноименным названием, было издано несколько десятков книг в этом направлении. Абсолютное большинство из них – переводные издания американских и японских авторов.

 

Сломай стереотип!Один из основных барьеров на пути к изучению опыта заложен в самом источнике этого опыта. Многие менеджеры в нашей стране объясняют успехи японских или американских компаний национальными особенностями этих стран. И этим лишают себя возможности научиться на опыте других компаний и изменить свою организацию. Но находятся лидеры, которые видят объективные факторы успеха зарубежных компаний и берут на себя смелость использовать эти знания на нашей российской почве. Они ведут своих людей за собой и меняют предприятия. Так изменился и продолжает меняться Братский алюминиевый завод. Теперь есть пример прорыва в операционной эффективности в России.

Мы только что закончили редактирование текста книги об опыте БРАЗа. Книга “Сломай стереотип!” – первое в нашей стране издание, где системно описан опыт развития производственной системы российского предприятия.

Хочу поделиться частью диалога управляющего директора БРАЗа Сергея Филиппова с участниками тренинга по производственной системе из первой главы книги:

 

Сергей Филиппов — управляющий директор Братского алюминиевого завода

Сергей Филиппов — управляющий директор Братского алюминиевого завода

Сергей Филиппов (СФ): Что такое, по вашему мнению, производственная система? Попробуйте дать определение производственной системы, выдвинуть свою версию. Начнём со знакомых. Алексей, что вы можете сказать?

Алексей: Производственная система, как я понимаю, – это система устойчивых изменений, направленных на улучшение и повышение эффективности производственных процессов.

СФ: Ответ принимается.

Евгений: Постоянные производственные улучшения, связанные непосредственно с персоналом.

СФ: Хорошо. У кого есть ещё какие-нибудь мнения?

Студент ВШБ: Производственная система – это система организации производства, начиная от документации, заканчивая выпуском готовой продукции.

СФ: Понятно, от А до Я.

Студент ВШБ: То есть от нуля до реализации продукции.

СФ: Нормально! Здорово! Ваша версия?

Студент ВШБ: Набор взаимосвязанных элементов, которые обеспечивают производственные результаты.

СФ: В принципе, все ваши определения в чём-то похожи. Сейчас я скажу своё определение. Для меня производственная система – это здравый смысл. Я долго выбирал. И хотя ваши определения правильны, но для меня это, прежде всего, здравый смысл.

Первое, что необходимо при строительстве производственной системы, – цель. Это могут быть тонны, выход по току, объём, себестоимость и т.д. Всё это правильно, но мы для себя поставили одну цель, и эта цель цифровая, осязаемая – достижение мирового уровня по производительности труда. Для алюминиевого завода по технологии Содерберга – это 250-260 тонн в год на человека. Таков мировой уровень. На сегодня мы добились 218 тонн на человека, в следующем году мы выходим на 240 тонн на человека, и в 2010 году у нас будет 250 тонн.

Кроме цели должна быть определена задача производственной системы. Мы её сформулировали так: создание лояльного коллектива.

Почему именно такую задачу мы поставили перед собой? Потому что для производственной системы очень важна регулируемая текучесть кадров. Если текучесть кадров равна нулю, это очень плохо. Это застой, старение коллектива. Если же она высокая, идёт постоянное обновление коллектива, снижается квалификация, нужны деньги на обучение. Мы вывели для себя оптимальную текучесть, равную 5%, и она должна быть управляемой. В этом случае через 20 лет должно произойти полное обновление коллектива. Это задача.

Представьте: вы приходите в коллектив и говорите: «У нас есть цель – производительность труда 250 тонн на человека, и мы хотим, чтобы вы были лояльны к нам и к нашей цели». Вероятнее всего люди скажут: «Нам это нужно? Зачем нам это? А что мы будем с этого иметь?». Поэтому должна быть идея, которая объединит всех. Наша идея – создание на отдельно взятом предприятии среднего класса. Что такое средний класс? По нормативам нашего Министерства финансов – это заработная плата $400 на человека в месяц, или 12 тысяч рублей. В Китае средний класс получает $2000. В Евросоюзе – $2400. Наше видение представителя среднего класса такое: высокообразованный, высокоорганизованный, профессионально подготовленный работник, не нарушающий инструкций по технологии, по производству, по безопасности, и, самое главное, не позволяющий нарушать другим. Я добавлю, обязательно лояльный к компании. И с учетом всего этого он имеет зарплату от 2000 долларов по курсу 28 руб.

Почему так важна лояльность? Потому что нам нужен классный специалист – профессионал.

Кстати, я вам расскажу немного про своё увлечение. Металлургия металлургией, но многие годы, ещё до армии, я занимался профессионально киокушинкай. Киокушинкай – это контактный вид каратэ без использования защитных средств. Я достиг мастерского уровня, у меня черный пояс, второй дан. На дан я сдавал японским мастерам, сначала Кейджи Сампею, у него в мире прозвище «несгибаемый», а потом – Токуджин Иши. К сожалению, ныне его нет с нами. Сегодня я являюсь вице-президентом федерации киокушин каратэ России. Но это так, для понимания, некий штрих к портрету.

По нашим подсчетам, 2 апреля 2009 года в средний класс войдут 50% работников БрАЗа. Почему 2 апреля? Сначала мы поставили цель к 1 апреля, но чтобы это не было воспринято как шутка, установили срок 2 апреля.

С чего мы начинали? В 2005 году мы ликвидировали цеховую структуру управления. Я не думаю, что это был детально продуманный шаг, мы просто поняли, что нужно это изменить и полностью ликвидировали цеховую структуру управления. Как было раньше? Генеральный директор, директор по направлению, начальники цехов и их заместители и т.д. Среди присутствующих есть начальники цехов? Если у вас на заводе есть цеха, не питайте иллюзий, что вы управляете этими цехами, в лучшем случае вы управляете своей секретаршей. Это цеха управляют вами. Цех, по сути, замкнутая производственная структура, металлическая оболочка, в которую вы никогда не влезете. Вы можете сменить начальника цеха на более открытого, это в вашей власти, но через полгода он станет точно таким же как предыдущий. Цех не заинтересован, чтобы показывать правду, быть прозрачным. Слишком много в нём завязано, и люди, скорее, заинтересованы в сокрытии достоверной информации. Поняв это, мы убрали все цеха, у нас их было шесть. Мы их ликвидировали полностью, подчистую. 124 инженерно-технических работника были сокращены. Не перемещены, не переименованы, а полностью лишены своей работы и только 13 из них получили новые назначения.

Центр управления должен быть один, и он должен быть там, где производится операция. Как можно в корпусе делать технические операции, но при этом подчиняться трем разным руководителям? Электролизники подчинялись старшему мастеру, крановщики – начальнику цеха ГПМ, операторы обрабатывающей техники – начальнику цеха ЦОТ. Что изменилось? Все работы, которые производятся в корпусе, были переданы в ответственность старшему мастеру, а в помощь ему дали механика серии. Остальные управленцы были сокращены. Подчеркну еще раз – 124 чел. Вся зарплата перешла рабочим. Повторяю, что я не знал, что это было начало нашей производственной системы. Когда мы убрали цеха, появилось столько проблем! Почему-то техника ломается, а запчастей нет. Расход топлива другой, люди многие на больничном! Но не думайте, что раньше ничего этого не было. Нет, просто теперь все проблемы стали видны, их перестали скрывать. Они всплывают наверх, ты их убираешь и тем самым улучшаешь и оздоровляешь ситуацию. А при решении проблем производство совершенствуется.

Мое отношение к проблеме таково: увидел проблему – испытай к ней звериную злобу, объяви ее личным врагом, но относись к ней с уважением.


Об авторе:
Директор программ Executive MBA и "MBA-Производственные системы" Высшей школы бизнеса МГУ. Руководитель Издательства Leanbooks.ru

Поделиться с друзьями:


Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях: Facebook или ВКонтакте.
Или следите за новостями бережливого производства по email.



Смотрите также:

 

Leaninfo.ru

Есть вопросы или предложения? Нужен совет?

Напишите нам.

 
  1. Я так понимаю, до выхода книги еще достаточно много времени пройдет. Но все-таки, вы принимаете предварительные заказы?

  2. Сократить 124 ИТР, а всю их зарплату передать рабочим с целью создать на отдельно взятом предприятии настоящий средний класс — отважное решение для Лидера перемен.
    Чтобы совершить такие преобразования на крупном заводе, опираясь только на здравый смысл, на мой взгляд, нужна смелость и железная вера в успех!

    • Вячеслав, есть ли информация о судьбе этих 124 человек? ИТР тоже русские люди… 

    • Марсель пишет:

      да не все русские, скорее всего, так что уже на десяток-другой меньше…

    • Константин, 13 человек остались на заводе — кто-то стал бригадиром, кто-то перешел в электролизники, кто-то на другие должности. Большинство вне периметра завода. Если они хорошие специалисты, то, исходя из здравого смысла, проблем с трудоустройством у них не было.

    • И какова дальнейшая судьба завода ?

  3. Очень интрересно. А примерно выход книги можно сказать?
    Самое интересное было бы узнать из этой книги — как прошли через все трения и сопротивления люди на этом заводе. Интересно, насколько откровенно будет написанна эта книга?

  4. Книгу мы ожидаем уже в октябре, если не подведет типография.
    Вячеслав

  5. Т.е. ждать осталось совсем недолго! :-)
    Потому что из этого увлекательного рассказа Сергея Филиппова уже прорисовываются многие вопросы…
    Вячеслав, из 124 ИТР только 13 из них получили новые назначения. Жёсткий, наверное, был отбор. Интересно узнать детали: Как это происходило? Остальным руководителям и специалистам было ли предложение стать рабочими и присоединиться к будущему «среднему классу» заводчан? Многие согласились поработать руками?

    • Вячеслав, некоторые согласились поработать руками, но не все смогли. Многие через месяц работы руками не выдержали и уволились.

    • Я тоже встречал случаи, когда бывшие ИТР не соглашались работать в производственном цехе, наравне со всеми. Или соглашались до первой возможности слинять с завода… Это их выбор.
      Надеюсь, книга прояснит все детали этого события на БрАЗе: Как происходило сокращение? На каких условиях?

    • С.Ф. говорит о цели «250 тонн на человека».
      Какого человека? На одного электролизника? Или вообще на одного работника предприятия?
      А потом, вокруг БрАЗа — целая империя «дочек», оказывающих разного рода вспомогательные услуги основному производству. Если бороться за  чистоту эксперимента , то персонал этих «дочек» тоже надо принимать во внимание при расчете показателя…
      А вообще непонятно —  чем хвалится С.Ф.
      Тем, что не смог найти применение таланту сотни не самых глупых людей?
      Так повышение эффективности путем сокращение персонала — это вообще классика отечественного менеджмента.
      Попробовали бы разобраться с заводской инфраструктурой. Там резервов скрыто в сто раз больше…

    • Добрый день, Сергей!
      Спасибо за ваш комментарий. Насколько я понимаю, комментарий этот носит, если можно так сказать, характер вопроса-удивления.
      Можно обсудить каждый из пунктов, которые вы обозначили, но в целом, вы говорите о том, что у БрАЗа есть проблемы. Их много.
      И в этом я вас поддержу. У БрАЗа действительно есть проблемы. И их действительно много. И на заводе далеко не атмосфера всеобщего блаженства. Электролизники не всем довольны. Работники получают не все, что хочется. А где-то бывает обратная ситуация? Есть заводы, где все получают все, что хотят?
      Это жизнь. Есть черное, есть белое. Есть успехи, есть неудачи. Вопрос для каждого из нас в том, на что обращать внимание при изучении опыта. Я обращаю внимание на обе составляющие. Потому что только так можно учиться у тех, кто ищет пути, а не объяснения.
      И еще. «Если вам плюют в спину, значит вы идете вперед». Цитата. Не моя.
      С уважением,
      Вячеслав

    • Вячеслав! Приветствую дорогой!
      Вы же кандидат наук, а значит, должны иметь некую склонность к научной работе. Читайте внимательнее оппонентов.
      «Можно обсудить каждый из пунктов, которые вы обозначили, но в целом, вы говорите о том, что у БрАЗа есть проблемы…» (Кстати, «Вы» пишется с большой буквы.)
      Не о том я говорю, что у БрАЗа проблемы. Возмущает пафос и гордость, с которой С.Ф. подает свои «достижения». Ну ладно, пошел банальным и не самым умным путем, выдавил «лишний» персонал.  Но зачем звонить об этом с металлом в голосе…
      А то что Вам  показали на БрАЗе в  ходе двухчасовой экскурсии, так это, в чистом виде, «потемкинская деревня»…

    • Сергей, я уже написал свою точку зрения в комментарии на ваше сообщение. Ни в чем не стараюсь вас убедить. У вас свое мнение — я его уважаю. А про «Вы» с большой буквы — поинтересуйтесь у профессиональных корректоров о правилах русского языка и о динамике их изменений.
      С уважением,
      Вячеслав

    • Сергей, добрый день!

      Мы уважаем ваше мнение, как и мнение каждого посетителя блога, но тем не менее, если вас не затруднит, прошу пояснить какое отношение вы имеете в БрАЗу? Быть может у вас был консалтинговый проект на заводе? Насколько успешный? Спрашиваю, потому как сейчас ваши комментарии больше похожи на саморекламу, с легкой нотой некой обиды на Филиппова и завод вообще.

      Позволю себе использовать вашу же формулировку — возмущает тот пафос и гордость, с которыми вы подходите к противопоставлению написанному в отрывке из книги. Совершенно непонятна цель некоторых ваших вопросов. Действительно, либо это «вопросы-удивление», либо «вопросы ради вопроса», ответ на которые вы получить и не стремитесь. Вы задаете вопрос, и тут же настаиваете на вашем правильном ответе. Это не похоже на диалог уже лишь поэтому.

      Прошу вас быть более сдержанным в оценке ситуации, которой вы, подозреваю, не владеете.

      Кстати, делать выводы по одной лишь заметке, по одному отрывку из тренинга управляющего директора, мне кажется не очень профессиональным. Дождитесь выхода книги, изучите всю ситуацию, посетите завод сейчас, тогда можно и обсудить.

      Да, если вы в свое время слышали о неких 2-х часовых экскурсиях по заводу в далеком 99, или даже участвовали в них, это вовсе не значит, что ваши, как вы выразились «оппоненты», имели удовольствие участвовать в таком же краткосрочном мероприятии. Ознакомьтесь, пожалуйста, с заметкой «Братчане делают алюминий с удовольствием«.

      С уважением,

      Павел

    • Здравствуйте Павел!
      Какая самореклама…
      Обидно и горько читать про такие проекты. Точнее,  о том, как представляются их результаты.
      На БрАЗе у нас был проект, но очень опосредованно связанный с повышением эффективности бизнеса. Делали учетную политику (РСБУ), конкретно я занимался вопросами, связанными с учетом затрат и калькулированием себестоимости.
      Ситуацией я, действительно, не владею в такой степени как Вы и Вячеслав. Но сокращение персонала считаю, по определению, шагом порочным и убийственным для бизнеса. Независимо от обстоятельств и обоснований в которых и с которыми оно проводилось.
      Извините за некоторую резкость суждений. Но не  могу спокойно смотреть на таких менеджеров-«железных феликсов».
      Успехов Вам!
       

    • Роман Русанов пишет:

      Добрый день всем.

      Сергей, Вы пишете:

      «Но сокращение персонала считаю, по определению, шагом порочным и убийственным для бизнеса. Независимо от обстоятельств и обоснований в которых и с которыми оно проводилось.»

      В своей производственной практике мне доводилось бывать «по обе стороны баррикад» — и увольняемым, и увольняющим. Обе ипостаси — не мёд. Принимать решение и увольнять, одновременно и  лично глядя в глаза десятку человек — особо трудно…

      Сергей, позвольте вопрос  — как бы Вы лично поступили на месте С.Ф.(в данной конкретной ситуации на БрАЗе), выяснив, что 124 сотрудника, мягко говоря, «не добавляют ценности продукту»?

  6. Петров Попов пишет:

    Бродил по сети. Случайно наткнулся на статью.
     
    Работаю простым электролизником на упомянутом БРАЗ’Е
    И могу вам с полной уверенностью сказать что система упомянутого C.Ф строится в основе своей но том чтобы выжить из людей по максимуму.
    Оплата труда установлена таким образом чтобы не дать работнику лишнего рубля но и таким образом чтобы мужики не “разбежались”
    В городе два градообразующих предприятия ЦБК и БРАЗ. Выбор для мужиков не велик.
    На недовольство ответ прост – Не нравится уходи.
    А уходить не куда … Работники это знают и начальство это тоже знает.
    У людей – Жены, дети, кредиты …
    Вот и держится народ за места.
    Да з/п в среднем выше чем по городу. Но этот уровень оплаты не тот что должен быть за такие условия труда, за такую вредность и опасность.
    При выходе на пенсию 100% металлургов имеют букет заболеваний. На медкомиссиях люди их всячески скрывают чтобы с работы не пырнули ибо как писал выше податься не куда. А у людей семьи.
    График работы 12 часовой. Закрывают 10 кажется часов. Но графику 2 обеда по часу. По факту если попросишь подменить сбегаешь на 20мин за смену. Это днем когда тебя подменяют дневные рабочие. Ночью такой возможности нет.
    Смен выходит в месяц штук 13. В расшетке наблюдаем 20.
    Возможно чтобы скрыть этот график работы. Может и нет. Врать не буду не знаю для каких целей это делается.
     
    Как было упомянуто в прошлом году вылили миллион тонн !!!!
    Из людей вытянули все жилы. Все старались как могли. Народ работал на износ. Из Ванн выжили все что можно. Слили уровни на них. Поплавили все козлы, все запасы но сделали таки этот амбициозный план.
    И что ?! Получили мужики которые год шли к этой цели хоть что-то ?!
    Ничего они не получили. 13-ю и ту не дали людям (С.Ф заверял что она будет) !!!
    Вместо 13 з.п был создан некий фонд мол из которого будут выплаты если будете хорошо работать. Но думаю разница между заработанным и зарабатываемым очевидна. Не так-ли ?!
    Так как можно говорить о том что простой работник будет стремится к какой-либо цели на примере вышеупомянутого миллиона тон. Когда завод сделал по максимум а работник не увидел не шиша. Зачем ему старатся в дальнейшем ?!
    Здесь уже явно наблюдается что цели завода и рабочего рсходятса …
    Предприятие стремится получить максимум при минимальных затратах. А работник желает получать достойную з.п. что не как не вписывается в планы завода по снижению себестоимости продукции ….
    На предприятии имеется форум но высказывать свое недовольство люди боятся.
    До прихода на БРАЗ РУСАЛА работники электролиза получали действительно достойную з.п. Эта профессия в городе считалась достойной. А сейчас сказать в городе что ты электролизник без стеснения нельзя.
    Вот так и ломаются стереотипы на нашем заводе.
    С уважением.
     
     

    • Когда был на БрАЗе в 99-2000-м, рассказывали, что новые работники готовы были платить 2 месячных жалования тому, кто поможет устроиться на завод. Зарплата была , действительно, хорошая…
      Самое смешное, что в производственной себестоимости, даже если откинуть стоимость глинозема, затраты на зарплату электролизников составляют сколько процентов? Семь? Или три?
       

    • Мрачная картина… Уважаемый Петров Попов, если у Вас будет желание поделиться подробностями, напишите мне через контактную форму на сайте wkazarin.ru (чтобы не светить здесь личные адреса e-mail), я бы хотел узнать больше… Истории неудачных внедрений бережливого производства в России требуют отдельного изучения. В конце-концов, лучше учитывать чужие ошибки, чем повторять.

      Вячеславу Болтрукевичу: интересно, в книге как-то рассказывается про интерпретацию принципа respect to people на БРАЗе? Будет интересно сопоставить…
      Вообще, насторожил факт про роту уволенных ИТР. Вроде как не по-линовски, если позволите применить такой термин, можно же найти применение умным головам. С другой стороны, я прекрасно понимаю, что бывают люди, которые просто никакой пользы не приносят и, хуже того, не хотят, из-за чего их приходится увольнять. И истина как всегда где-то посередине…

    • Картина лишь кажется мрачной. Здесь происходит сгущение красок. Но никто не спорит, что проблемы есть.  Вячеслав Болтрукевич так и написал в ответе Сергею Шебеку.

      У БрАЗа действительно есть проблемы. И их действительно много. И на заводе далеко не атмосфера всеобщего блаженства. Электролизники не всем довольны. Работники получают не все, что хочется. А где-то бывает обратная ситуация? Есть заводы, где все получают все, что хотят?

      Это жизнь. Есть черное, есть белое. Есть успехи, есть неудачи. Вопрос для каждого из нас в том, на что обращать внимание при изучении опыта. Я обращаю внимание на обе составляющие. Потому что только так можно учиться у тех, кто ищет пути, а не объяснения.

      В общем, не все так гладко. Но никто про это и не говорит. Как и везде, есть свои проблемы. И рабочие будут недовольны. Валерий, разве в вашей практике были предприятия, об атмосфере которых можно сказать «блаженство»?

      Да, уважаемый Петров Попов написал вызывающие строки. Но к сожалению, а быть может к счастью, они не дают ответов, а вызывают еще больше вопросов. Конечно, все это требует пояснения.

      По поводу личных сообщений — через контактную форму или e-mail — Валерий, и другие участники обсуждения, обращаюсь ко всем, я бы не хотел переводить обсуждение в закрытый формат. Нам также предельно важно знать больше. Очень надеюсь, что автор сообщения от лица простого электролизника продолжит обсуждение в общем потоке. Если свести обсуждение в закрытый диалог двух людей, польза от этого может быть только для одного человека — с которым и поделятся дополнительной информацией.

      Да, кстати, Валерий, это не внедрение бережливого производства, и уж тем более эту историю не стоит записывать в разряд неудачных. На БрАЗе строят собственную производственную систему. «Производственная система БрАЗ» или как назвали ее сами заводчане «Сломай стереотип», чтобы подчеркнуть возможность изменений. По моему — вполне подходящее сравнение. Плюс в который раз подчеркну — на БрАЗе идут от задач и проблем, а не от инструментов бережливого производства, как в основном принято.

      Что касается роты уволенных, как правильно заметил Валерий — истина где-то посередине. Но обратите внимание на первые комментарии об ИТР’ах.

      … некоторые согласились поработать руками, но не все смогли. Многие через месяц работы руками не выдержали и уволились.

      В свою очередь хочу задать вопрос уважаемому Петрову Попову. Вопросов много, будет лучше, конечно, если вы сам постарается пояснить и развернуть свои претензии. Я же задам пока один вопрос — по зарплате. Вы пишете, что 13-ой зарплаты не было. Был создан фонд. Все-таки тем, кто «хорошо работал» — были какие-то выплаты? И по регулярной зарплате — вы как-то опустили этот момент — все же на каком уровне она сейчас находится?

    • Павел, вы правы, я, видимо, на самом деле пропустил фразу про то, что на БрАЗе внедряется _собственная_ производственная система, а не аналог TPS. С этой точки зрения назвать историю неудачей нельзя — что бы ни произошло на БрАЗе, это определенно является частью плана по развитию производственной системы.

      Все равно остается много вопросов. Во первых, само определение производственной системы, о которой мы с вами говорим. Я не знаю, что вы понимаете под этим термином. Трактовки, данные в отрывке из книги, тоже далеко не «академические».
      Например утром, уходя на работу, я, пользуясь здравым смыслом, взял с собой пакет с мусором, потому что контейнер с мусором, куда я его выкидываю, находится по дороге к метро. Можно ли сказать, пользуясь определением СФ, что я вынес мусор, пользуясь «производственной системой»? ;) Но это так, в качестве шутки, чтобы снизить градус дискуссии…
      Главный вопрос, который поднят комментарием Петрова Попова, это отношение к персоналу.

      Что такое средний класс? По нормативам нашего Министерства финансов – это заработная плата $400 на человека в месяц, или 12 тысяч рублей. В Китае средний класс получает $2000. В Евросоюзе – $2400. Наше видение представителя среднего класса такое: высокообразованный, высокоорганизованный, профессионально подготовленный работник, не нарушающий инструкций по технологии, по производству, по безопасности, и, самое главное, не позволяющий нарушать другим. Я добавлю, обязательно лояльный к компании. И с учетом всего этого он имеет зарплату от 2000 долларов по курсу 28 руб.

      Почему наш средний класс должен получать как в Китае и меньше, чем в Евросоюзе? Он сейчас столько получает? А сколько — через 5 лет? почему курс 28, если он уже больше 30?
      Высокообразованный, высокоорганизованный и профподготовленный лояльный сотрудник стоит чертовски дорого. И даже не в зарплате, а в усилиях, которые вкладываются в образование, профподготовку, повышение организованности и лояльности. Я представляю, что процесс формирования коллектива, состоящего из таких сотрудников, должен занимать несколько лет. Я понимаю, что бизнес (чтобы не переходить на личности) не может держать «бесполезных людей». Но почему, никак не соображу, бизнес отказывается от тех навыков, которые имеются у существующих сотрудников? Потому что не может найти им применение? Вот это — мрачно. «Парни, вы хорошо потрудились, но вы нам не нужны, до свидания…»
      Надеюсь, это трудности переходного периода…
       

    • Спасибо, «Петров Попов» за яркий и эмоциональный комментарий!
      Я несколько лет назад работал оператором на заводе стройматериалов. И каждый день видел те проблемы, о которых Вы пишете. Даже хуже… только в керамическом производстве (там изделия обжигаются в больших высокотемпературных печах). Конечно, электролиз алюминия – это круче, но есть много схожих обязанностей. Например, работа с футеровкой…
      Интересно ведь написано. Что раньше профессия электролизника в городе считалась достойной!
      Могли бы рассказать подробнее про завод? А лучше — пригласите друзей-заводчан оставить свои комментарии. Пусть поделятся впечатлениями о статье (без имён), ответят на вопросы. Просто хотелось бы услышать мнения разных людей, прежде чем делать какие-либо выводы?
       
      Что меня жутко заинтересовало?
       
      «На недовольство ответ прост – Не нравится уходи.»
       
      «Как было упомянуто в прошлом году вылили миллион тонн… Из людей вытянули все жилы. Все старались как могли. Народ работал на износ. Из Ванн выжили все что можно. Слили уровни на них. Поплавили все козлы, все запасы но сделали таки этот амбициозный план.»
       
      «13-ю и ту не дали людям (С.Ф заверял что она будет) !!! Вместо 13 з.п был создан некий фонд мол из которого будут выплаты если будете хорошо работать.»
       
      «До прихода на БРАЗ РУСАЛА работники электролиза получали действительно достойную з.п. Эта профессия в городе считалась достойной. А сейчас сказать в городе что ты электролизник без стеснения нельзя.»

  7. Яна Батуева пишет:

    а как подбираются предприятия, чей опыт будет описан в этой книге?

    • Яна, в этой книге будет описан опыт одного предприятия — БрАЗа

    • Вячеслав! Приветствую Вас!
      Скажите, будет ли в книге что-то о вспомогательном производстве? Или , главным образом, повествование идет о собственно электролизном производстве??

  8. Елена пишет:

    Прочитав все ответы и комментарии, я сделала для себя вывод, что СТЕРЕОТИПЫ на БрАЗе не только не сломаны, но и усугублены. Как говорит молодежь, ИМХО.

    • Елена, а Вы попробуйте сделать вывод не по отдельным комментариям, а по фактам. Быть в гемба и увидеть всё собственными глазами, сложить собственное мнение, отталкиваясь от прямого общения с сотрудниками завода, и т.д. Поставить под сомнение то, что кажется обычным делом и старой традицией. Это не так уж сложно. если есть желание. Зато это по Линовски!
      Чем я сейчас и хочу заняться…

    • Леня пишет:

      Мы, вообще то, русские люди. Во всяком случае, сайт русскоязычный. Так давайте выражаться по-русски – языком, одним из красивейших в мире. А не какими-то гамбами и мудами. А то так и хочется назвать таких этим словом. Позор!!! Строите из себя…, а производства изнутри никогда не видели.

    • Леня, я видел производство изнутри. Работал 4 года технологом в производстве строительных материалов с русскими людьми.

  9. Никишин В В пишет:

    Валерий Казарин Здравствуйте! Если вам интерестно по поводу происходящего на Бразе наберите мне 89164141818 я в Москве встретимся поговаррим!

    • Здравствуйте, уважаемый Никишин В.В.! Вы хотите поделиться информацией только с Валерием? Я думаю, если у вас действительно интересные данные, об этом хотели бы услышать многие. Могли бы вы осветить ситуацию для всех в комментарии?

    • Никишин В В пишет:

      Добрый вечер! Если вам тоже не без различна судьба людей? Могу и с вами пообщаться!

    • Никишин В В пишет:

      Валерий я буду ждать вашего звонка!

    • Хорошо, я позвоню. Сейчас меня нет в Москве, вернусь в пятницу вечером.

    • Добрый день, Никишин В.В.
      Конечно, интересно ваше мнение. Но я согласен с Павлом — пишите здесь. Пусть другие посетители Leaninfo.ru увидят ваши комментарии и сделают по ним собственные выводы о БрАЗе.

    • Никишин В В пишет:

      Вячеслав,здравствуйте! Что конкретно вас интересует и как вы можите повлиять на происходящее на Бразе?

    • Бла-бла-бла…
       Уважаемые коллеги, о чем спор? И главное с кем? Пытаемся увидеть  глубокий смысл в двух анонимках? Раз уж здесь собрались проповедники Лин, которые научены искать причины проблем строго соблюдая при этом принцип «генти генбуцу», то, чтобы понять есть ли причины для недовольства у авторов анонимок и если да то, что делается на БрАЗе для устранения этих причин нужно ехать на БрАЗ и увидеть все своими глазами. А потом обсудим. Меня опыт БрАЗа вдохновляет, я поеду туда 17-го ноября, буду там два дня, после расскажу что увидел и услышал.
       Если господа Никишин и Попов, работают на БрАЗе, то пусть покажут на месте в чем проблемы.

    • Никишин В В пишет:

      Здравствуйте Дмитрий! Хорошо что вы посетите Браз,найдите там Усманова Г.В он вам расскажет про все движения! Только надо ли вам это!?

  10. Елена пишет:

    Уважаемые авторы книги! С большим интересом прочла Ваш труд, правда, в сокращенном варианте на одном из сайтов. Как человек еще не старый (мне 37), но всю сознательную (послеуниверситетскую) жизнь проработавший на металлургическом заводе в разных должностях, полностью согласна с диагнозом нашей заводской среды. Проблемы настолько мне знакомы, что сам поиск их решения — уже дело стоящее. Честно говоря, наблюдая за правлением С.Филиппова на «соседском» заводе в Красноярске, я представляла картину его производственных «новшеств» несколько иной — методы борьбы с курением и активное продвижение спортивного образа жизни заводчан кроме смеха ничего не вызывали. Книга, как раз наоборот, мне смешной не показалась. Если это все написано искренне, я просто на 180 градусов поменяла свое мнение о Филиппове как о руководителе. Хочу заметить, что негативные отзывы, как правило, следствие нашего своеобразного отношения к бизнесу (превращение завода в «собес»). Филиппов рассуждает как собственник, он давно перерос стандартного Управляющего.Многие, кто начал вести собственный бизнес, считать затраты на содержание бездельников, пожмут ему руку. Очень хотелось бы посмотреть на реальную производственную картину на БрАзе. Проведите конференцию!!!! С удовольствием приеду!!!!

  11. Сергей Обровец пишет:

    С Петром Поповым согласен на все сто! Реальная ситуация описана один к одному. Сам работаю в капремонте, вижу как гробят электролизеры ради достижения показушных циферок. После прихода филипова отношение к рабочим стало скотским. 12 часов без обеда — кто может так? Электролизник, анодчик, машинист МНР, крановой — могут. а филипов не может. Подачка в 40 р на которую в поганой содексе можно купить полторы вонючих котлетки из хлеба… Это достижение, которым можно бахвалиться на каждом углу. Кто-то писал про люди держутся в технологах — ЛОЖЬ!!! Им просто не дают перейти в смену, в гарталы. Те кто вырвались из технологии — рады работать на лопате и получать на 6-7 тыр меньше. Это приводит к тому, что уходят люди, которые знают про электролиз через руки, а не через книжки. Люди, которые могут убитую авэшную парашу вывести на сортовой металл.
    Это взгляд со стороны, про капремонт могу еще много чего написать, если будет интересно.

    • Петров Попов пишет:

      Так и есть. Не совсем соглашусь с тем кто куда хочет не хочет. Это уже как говорится дело случая. Кто-то рад из технологии на лопату перейти а есть молодые которые за разницу в 5-10т.р готовы горб рвать. Но это уже собственно не относится к сути ветки.
      Вы описали реальное положение дел. На первой странице кто-то просил услышать еще мнения людей с завода. Пост Сергея подтверждает положение дел.
      Завтра дам ссылку на ветку еще одному работнику который может изложить свою точку зрения.

    • Добрый день!
      Да, нужны ещё мнения работников, чтобы уяснить — насколько технологический персонал (средний класс) лоялен к заводу и к изменениям.
      Я вот общаюсь с некоторыми работниками БрАЗа вКонтакте, они охотно рассказывают о своих трудовых буднях. Но мнения разные…

    • Сергей, Петров Попов, вот мне интересно!
      Пригласите других работников — пусть подтвердят Ваше мнение! Это важно. Или ваши друзья (колеги) не разделяют отрицательных убеждений. Может они всё таки разглядели за последние годы реальные улучшения для себя и завода в целом? И довольны ими!
      Сергей, расскажите подробно, пож-та, как «гробят электролизеры ради достижения показных цифр»? Здесь важны не эмоции, а детали… Я вКонтакте уже встречался с рассказом электролизника на эту тему, но слишком коротко он написал

    • электролизник САЗ пишет:

      как угробить ванны слив с них металл?Элементарно!меньше металла выше температура электролита ,далее цепная реакция:1запенивание электролита,ещё выше T из-за высокого сопротивления,а это значит наработка ванны ещё меньше.2перестаёт работать анод (после первого пункта)чтоб он заработал надо поднимать напряжение, поднял напругу значит поднял и температуру и сопротивление эл-таю3но так продолжаться не может,а что делать?берешь шумовочку ящички и снимаешь пену тем самым убирая сопротивление с электролита температура не поднимается и ванна превращается в ласточку!!!!а ежели пену не снять то в помойку превращается (это значит энергию потребляет ,а металл не даётне за один день конечно, каждая ванна по разному) работа занимает времени от 30 минут до нескольких часов.Итог:со всех ванн сливают металл на всех ваннах прет пена на сотне ванн чтоб снимать постоянно пену надо в каждой смене человек 7-8 технологов а не 2-3(у нас двое металл правда не сливают и технология в целом отлажена),не работают на фарадея люди, фарадей не работает на людей. Он людей уродует! через пол года сбросив 10 кг веса всё возвращается в нормальный ритм.не уродуй электролизёр и он отплатит тем же!!!!! технологию рассказал очень сжато,моё мнение:должен быть баланс,а за подвиг надо платить!

  12. Игорь Рыжкин пишет:

    А я во многом поддерживаю С.Филиппова и его команду. Иначе нельзя. Только «кнутом и пряником». Только основываясь на страхе можно научить людей работать и думать по новому. Конечно у меня есть много вопросов к этой команде, но в целом поддерживаю. По хорошему наши люди не понимают!
    Постараюсь коротко объяснить почему не понимают. На старых предприятиях такой бардак после распада СССР, мама не горюй! Оборудование старое, культуры производства никакой, з/п низкая, молодежь не задерживается, а старики сидят, доживают до пенсии и не хотят никаких перемен. А зачем они им? Квартиры им дали бесплатно при Союзе, дети выросли. На клеб и молоко хватает и ладно. У них нет стимула и заводы начинают чахнуть. И только жесткой рукой и каленым железом это можно искоренить, тогда и условия труда улучшатся, и з/п вырастет, и молодежь подтянется.
    На новых современных предприятиях обстановка противоположная. Там к рабочим относятся с уважением. Правда там руководители грызутся за кресло, потому что на современных заводах з/п у руководителей и бонусы приличные. Но с рабочими общаются, как с людьми.

    Мнения работников БрАЗа разные — это хорошо. Это ступень к дальнейшему совершенствованию. И если работники боятся сказать об этом в лицо Филиппову, то можно это сделать здесь под другой фамилией. Сергею Филиппову, да и нам, работникам других предприятий, это очень интересно. Мы тоже учимся.

    • Игорь, хочется Вам возразить. Нет плохих рабочих, есть лохой менеджмент! Так же не существует «русского менталитета», как и турецкого, японского. Существуют рнациональные особенноси. Но в смысле качества рабочей силы нет менталитета. Безграмотный, репрессивный менеджмент пытается «менталитетом» навести тень а плетень. Давно известно, что 96 — 98% проблем создаёт сама система управления, остальное — злой умысел, халатность персонала.
      Руководил я предприятиями, на которых работал и «стар и мал» рабочий. Если есть баланс интересов всех заинтересованных в производстве (бизнесе) сторон, тогда есть и результаты. Когда из стратегических целей компании «торчат уши» только ТОП-менеджмента — не будет ничего.
      Я с рабочими людьми, со средним менеджментом надо хотя бы поговорить (выслушать и услышать) для начала. На старте преобразований это очень важно!

  13. Съездил на БрАЗ… Домой вернулся 20-го, но до сих пор нахожусь под впечатлением.
    То, что мы увидели, вызывает чувство гордости за своих соотечественников, которые трудятся на этом предприятии. Огромное производство, при этом идеальная чистота в цехах, бытовках, туалетах… Такую высокую производственную культуру могут поддерживать только уважающие себя, свой труд, люди. Чтобы здесь не писали разные Петровы и Поповы, угнетенный и подавленный рабочий не будет поддерживать такую чистоту сознательно — штрафов, равно как и доплат рабочим за культуру производства на БрАЗе нет, нет и надзирателя с палкой, следящего за порядком.
     В книге достаточно подробно описано, то, что сделано на БрАЗе. Но книга не передает атмосферы, могу со 100% уверенностью сказать, что те процессы, которые описаны в книге, на заводе проходят естественно и гармонично, не чувствуется никакого напряжения, люди в общении легки и позитивны. Филиппов, безусловно, историческая личность, который не благодаря, а вопреки окружающим обстоятельствам создал производственную систему мирового уровня и продолжает её развивать.
     А Петровым и Поповым я бы посоветовал — вместо того, чтобы поливать грязью — поищите компанию, которая удовлетворит всем вашим требованиям — у нас свободная страна и каждый человек вправе выбирать свою судьбу (так же как и место работы) самостоятельно.

    • Игорь Рыжкин пишет:

      Дмитрий, пока вопрос из общей темы. Организованы ли в цехах места отдыха? Как организованы перерывы во время работы? Как организовано питание?

    • Сан пишет:

      Посмотрите ЧТПЗ вы будете так же удивлены.

  14. Олег Сухов пишет:

    Доброго времени суток!
    Я работаю на БрАЗе, так же как и другие, кто ранее уже высказывался здесь, но по-видимому я работаю на другом БрАЗе: на заводе, где управляющего директора и других руководителей рабочие знают в лицо и подходят к ним, чтобы обсудить свои проблемы, где рабочие не боятся общения с «гостями», не прячутся; на заводе, где люди идут к управляющему директору с проектами улучшений (или приглашают его на свои рабочие места). 
    Можно многое написать, но кто был у нас, видел всё своими глазами.
    Если есть вопросы, задавайте, готов ответить.

  15. Марсель пишет:

    Не верьте никому. Берите пример с Дмитрия: поезжайте и посмотрите. Кстати, Дима, туда всех пускают. с кем там договорваться нужно?

    • Марсель, привет!
      К сожалению, возможно, что мы были последней группой, которой посчастливилось своими глазами увидеть ПС БрАЗа. Сергей Викторович во второй день общения, сказал, что пообные семинары-экскурсии отнимают у него очень много сил. Нас было 16 человек, с разных отраслей, все норовили докопатся до сути, задавали много неудобных вопросов, С.В. на них на все отвечал. Во время экскурсий по гемба мы сами могли выбирать маршрут, останавливать и спрашивать любых сотрудников, мы получили довольно полную и объективную картину происходящего на БрАЗе, но я не думаю что своими хождениями и расспросами мы сделали что-то ценное для БрАЗа и людей работающих там. Если учесть, что такие экскурсии проходят ежемесячно (иногда по несколько в месяц) можно представить какие неудобства это создает для работников БрАЗа. Тем не менее по признанию Сергея Филиппова, БрАЗ только в начале пути, система развивается, и может быть через какое-то время они вновь раскроют свои двери, для того чтобы нам рассказать о своём очередном, вдохновляющем шаге.

    • Марсель пишет:

      На самом деле, по моему опыту и убеждению такие экскурсии дают принимающей стороне не меньше. чем посещающей. На мой взгляд, для руководителя — это один из способов увидеть свою работу со стороны: посещают предприятие неслучайные люди, и вопросы задаются не из любопытства, это лишний шанс заново проанализировать свои действия и оценить результаты. Для людей работающих такие экскурсии — в определенной степени мотивация: «к нам ходят, наш опыт изучают, мы сделали что то ценное, мы достойные люди.» Силы и время это, конечно отнимает, но оно того стоит. И конечно, все хорошо в меру.

Страница комментариев 1 из 3:123»

Оставить комментарий

replica hublot luxury replica watches