Так ли виновата Toyota?
15 Июл 2010 Павел Рабунец в рубрике Интересно, Рекомендуем | 33 комментария
Просмотров: 2 890С самого начала я не верил в то, что у Toyota все так плохо, как пишут, что могли возникнуть настолько серьезные проблемы с качеством автомобилей и их отдельных узлов. Несмотря на то, что сервисные отзывы в развитых странах — типичная практика честного и ответственного производителя, заботящегося о своих потребителях, многомиллионные отзывы корпорации Toyota, колыбели производственной системы Тойоты и бережливого производства, а также мирового эталона качества, повергли многих людей по всему миру в шок. Российский потребитель, не избалованный таким вниманием к себе со стороны отечественного производителя, особенно в части отзывов — воспринимает эти события по своему — возможно еще более критически. Предлагаю разобраться, так ли на самом деле все печально, как хотят, чтобы мы воспринимали?
Для начала давайте постараемся восстановить историю событий. Все обвинения Тойоты напрямую связаны с отзывами их автомобилей.
Хроника отзывов
- Масштабная кампания по отзыву автомобилей Toyota началась 2 ноября 2009 года. Тогда японский автопроизводитель заявил о необходимости сервисного обслуживания нескольких моделей, у которых неправильно уложенный под сиденьем водителя коврик может привести к фиксации педали газа в нажатом состоянии. Общее число отозванных по этой причине автомобилей составило 4,2 миллиона по всему миру.
- Затем, 21 января 2010 года, представители японского производителя объявили об отзыве еще нескольких моделей в связи с западанием педали газа, которое также приводит к неконтролируемому ускорению автомобиля. В результате, к этому времени ремонту подлежат 5,3 миллиона «Тойот» из-за ковриков, 2,3 миллиона — из-за западающего акселератора, и еще 1,7 миллиона — по обеим причинам.
- В феврале «Тойота» объявила «Третью волну» («Third recall») — отзыв гибридных автомобилей Prius и Lexus HS 250h в связи с неполадками в программном обеспечении, которое приводит к запаздыванию срабатывания тормозов. По этой сервисной программе ремонт необходим 436 тысячам автомобилей.
- В начале июля 2010 японский автогигант заявил об отзыве 270 тысяч машин марок Lexus и Crown из-за возможных дефектов двигателя. Сообщается, дефекты связаны с деятельностью поставщика клапанных пружин. Как уточняет Associated Press, после выявления нарушения техзадания в августе 2008 года поставщик компонентов был сменен.
Ранее я намеренно не писал заметок по поводу этого нашумевшего разбирательства, не пытался оправдывать Toyota и её действия и не хотел подливать масла в огонь — ведь любое упоминание об этом скандале делало его еще более раздутым — число статей о проблемах в Toyota за последние месяцы перевалило наверно за добрую (или точнее совсем не добрую) сотню. Все было настолько смутно, неопределенно и наигранно, что не всегда можно было разглядеть, где именно факты, а где всего лишь домыслы. Чаще всего авторы статей просто играли на востребованности этой информации, накручивая популярность своих интернет-ресурсов и печатных изданий, не всегда были объективными. Выдергивание «нужных» слов из контекста — этим, пожалуй, грешны большинство авторов.
Некоторые пытались найти косвенную выгоду, утверждая — «Вот, мы же говорили, что Производственная система Toyota (бережливое производство) — не работает! Очевидно, что эта концепция дало осечку! Нужно внедрять нашу систему…, концепцию…, работать с нами…, купить наше оборудование… и т.п.». В одной из подобных заметок я с возмущением обнаружил мнение, что Toyota на самом деле — отнюдь не великая компания, и искусством управления изменениями, которые направлены на развитие, к моему огромному удивлению, так и не смогла овладеть. Логичный вопрос — а кто смог? Известный исследователь Стивен Спир (Steven Spear) пока еще не нашел в мире!!! предприятия, которое сопоставимо по эффективности с Тойотой. Оказывается Стив просто плохо искал, а его колоссальный исследовательский труд для российских гуру … не больше чем мнение.
Вообще же, конечно, всю эту кашу заварили вовсе не журналисты и блогеры по всему миру — они лишь подхватили горячую новость, стали каналом, средством распространения, ну а кое-кто наверняка начал эту информационную войну не бесплатно. Мне кажется вполне очевидным, что вся эта ситуация — ничто иное как хорошо спланированная операция против сильнейшего конкурента. Так ли это на самом деле, и кто именно является режиссером данного спектакля — поможет узнать достоверно лишь время. Рано или поздно вся правда должна всплыть. Хотя догадки о заговоре и истинных причинах проблем возникали в различных источниках сразу после объявления первых отзывов.
Например, неоднократно встречал мнение, что войну японской корпорации Toyota объявило… кто бы вы думали — Правительство США. Задумайтесь — глава крупнейшего в мире автопроизводителя приехал в Вашингтон специально для того, чтобы объяснить 28 американским сенаторам, как вышло, что его компания отозвала более девяти миллионов автомобилей по всему миру из-за неудачной конструкции педали газа (у бракованных автомобилей она заедает или цепляется за коврик на полу, что приводит к неконтролируемому самопроизвольному ускорению машины).
Конгрессмены, в свою очередь, воспользовались этой возможностью, чтобы обвинить представителей японской компании в безответственном отношении к жизни и здоровью владельцев автомобилей «Тойота», а также посоветовали американским водителям отказаться от поездок на дефектных моделях японского автопроизводителя.
Рекомендую посмотреть видеоролик демонстрирующий природу различных видов «самопроизвольного ускорения» (на английском)
В то же время на защиту «Тойоты» встали губернаторы штатов, в которых сосредоточены основные мощности японского автопроизводителя — Кентукки, Индиана, Миссисипи и Алабама. Не замешанные в данном действии представители власти отправили в администрацию Барака Обамы письмо, в котором недвусмысленно указали на возможную связь между активным участием госорганов в распространении негативной информации о компании Toyota и тем фактом, что правительство недавно стало крупным акционером двух конкурентов японского автопроизводителя. Не многим известно, что США (государству) принадлежит 61 процент General Motors и восемь процентов компании Chrysler.
В этом же письме губернаторы отметили, что всего в 2009 году по разным причинам, в том числе и по гораздо более серьезным, чем у «Тойоты», разные (в основном, американские) автопроизводители отозвали 16,4 миллиона машин, но внимание правительство США почему-то привлекли только проблемы японской компании.
Повышенное внимание государства к «Тойоте» вызывает вопросы еще и потому, что несмотря на большой объем отзываемых автомобилей эксперты не считают этот случай беспрецедентным. По данным NHTSA — Национального управления безопасности дорожного движения США, осенний отзыв 4,2 миллиона машин Toyota занимает лишь шестое место в США по количеству единовременно попавших под действие сервисной программы автомобилей. Лидерство в этом рейтинге до сих пор удерживает «Форд», который отозвал в 1996 году 7,9 миллиона легковушек и пикапов из-за неполадок в блоке зажигания.
Вдобавок, японская компания – не первый автопроизводитель, который отзывает свои автомобили из-за проблем с неконтролируемым ускорением. В 1988 году был зафиксирован ряд похожих происшествий с участием седанов Honda Accord, в 1997 – с Jeep Cherokee и Jeep Grand Cherokee, в 2000 году такие же проблемы были зафиксированы у нескольких Ford Explorer в Великобритании, а в 2007 году – у Kia Amanti и Kia Sephia. В марте 2010 Nissan отозвал более 540 тыс. машин из-за дефекта педалей тормоза, а GM в это же время отозвала 1,3 миллиона автомобилей из-за проблем с гидроусилителем руля. В мае сего года опять же GM отзывает уже 1,5 миллиона автомобилей из-за проблем с масляной системой.
Важный момент — сейчас поводом к разбирательству и превентивному ремонту тысяч подозрительных машин для крупных компаний часто служат единичные жалобы клиентов. Не только Toyota или другие японские автопроизводители вынуждены проводить шокирующие по своим масштабам отзывные кампании. Под давлением контрольных и надзорных органов и конечно, заботясь о своих потребителях как следует, автомобильные компании получив лишь 2-4 претензии на работу того или иного узла, даже не самого важного, объявляют об отзыве сотен тысяч, а сейчас нередко и миллионов машин.
В начале марта «Тойоте» казалось, что худшее позади: отзыв 8 миллионов автомобилей в начале года (6 млн из них — только в Соединенных Штатах), остановка производства восьми самых популярных моделей, три слушания подряд в комитетах Конгресса и Сената, на которых вызванный на ковер Акио Тойода (Akio Toyoda), внук основателя компании и нынешний ее глава, смиренно извинялся перед американским народом за недосмотр, несвоевременное реагирование, недолжное качество, неуважительное отношение — куда же больше?!
Наивные японские инженеры! Ведь настоящее избиение еще даже не начиналось! Вот уж точно: история ничему не учит. В середине 80−х годов в Соединенных Штатах был проведен успешный крестовый поход против «Фольксваген» (VolksWagen), формальным поводом для которого послужили обвинения машин марки Audi в том, что они… — можете ли вы поверить! — «самопроизвольно ускорялись»! И вы, небось, думали, что это «Тойота» придумала столь экзотический дефект?! Ан нет: капризная педаль газа уже добрую четверть века является любимым американским спортом по морально−финансовому гноблению заморских конкурентов родного автопрома.
Поначалу «Фольксвагену» тоже надеялось, что стоит отозвать каких−нибудь 5 тысяч «потенциально опасных» автомобилей «Audi», как все образуется. Куда там! Через шесть лет после первого запротоколированного инцидента по «самопроизвольному ускорению» спрос на роскошные автомобили немецкого производителя практически сошел на нет. В 1991 году объем продаж сократился по сравнению с 1985−м на 83 процента, а на полное восстановление репутации в США у «Фольксвагена» ушло 15 лет (!). Что касается выплат по коллективному иску, поступившему в 1987 году от «жертв самопроизвольного ускорения», так они продолжаются по сей день!
Но в отличие от «Фольксвагена» «Тойота» отозвала не 5 тысяч автомобилей, а 8 миллионов (!), так что о масштабах последствий можно лишь догадываться. Да, кстати, не удивляйтесь, если Honda или Nissan будут следующими…
Как думаете, не предвзяты ли американские власти к «Toyota», если в мае 2010 Национальное управление безопасности дорожного движения США заявляет об отзыве 1 497 517 автомобилей General Motors марок Buick Regal, Chevrolet Lumina, Chevrolet Impala, Chevrolet Monte Carlo, Oldsmobile Intrigue и Pontiac Grand Prix по причине утечки масла и потенциального самовозгорания? А в начале марта 2010 года тот же General Motors отозвал еще 1 миллион 300 тысяч Chevrolet Cobalt, Pontiac G5, Pontiac Pursuit и Pontiac G4, потому что у них переставал крутиться руль из-за неполадок в системе гидроусиления.
Как видно, нет ничего эксклюзивного в многомиллионном отзыве Toyota: последние 15 лет этим регулярно практикуют все серьезные игроки на автомобильном рынке. Разница лишь в том, что по любым существующим в природе рейтингам и системам тестирования надежность автомобилей «Тойоты» на голову превосходит продукцию американских автозаводов, а также прочих конкурентов. Феноменальная популярность японского производителя обусловлена именно ставкой на качество, воплотившейся в уникальную технологию слежения и устранения дефектов на конвейере — встроенном качестве. Именно легендарные Производственная система Тойоты и их Дао позволили компании в 2008−м впервые с 1931 года сместить General Motors с пьедестала Автопроизводителя №1 в мире.
Тогда почему же, скажите на милость, General Motors отзывает сегодня, сейчас, прямо на наших глазах три миллиона автомобилей в полном информационном вакууме, тогда как гнобление «Тойоты» уже много месяцев выносится на первые страницы?!
Чего же добились от Toyota? Одним из последствий шумихи вокруг бракованных автомобилей стало уменьшение спроса на продукцию Toyota и ухудшение ее финансовых показателей. Так, в январе 2010 года продажи «Тойоты» на североамериканском рынке упали на 16 процентов, а общий ущерб от кампании по отзыву дефектных автомобилей, по оценкам экспертов, может превысить два миллиарда долларов.
Учитывая потери, которые причиняют репутации японского автопроизводителя претензии правительственных органов США, а также скандал, раздутый средствами массовой информации, было бы логично предположить, что «Тойота» будет активно защищаться в этой информационной войне. Но этого не происходит. По крайней мере, официальное руководство компании только и делает, что извиняется перед автомобилистами, которые пострадали от отзыва бракованных автомобилей.
И эта стратегия уже приносит свои плоды – японцев защищают многие североамериканские политики, журналисты и эксперты, которые недовольны тем, что правительство активно вмешивается в ситуацию на автомобильном рынке. Одним из главных аргументов в пользу «Тойоты» является тот факт, что японцы, в отличие от американских автопроизводителей, смогли обойтись без массовых сокращений на расположенных в США заводах и в разгар кризиса, и сейчас, когда продажи «Тойоты» стремительно падают из-за обнаруженных дефектов.
Некоторых моих знакомых, особенно владельцев автомобилей Toyota, удивляли рассылки компании, в которых говорилось о рекордном снижении продаж. Например, за первый квартал Toyota потеряла 38% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Многие не понимали — зачем во весь голос говорить о своем провале? Мало того, что эта информацию публикуется на официальном сайте, в Тойоте решили еще и каждому подписчику и когда-то купившему автомобиль отправить такое послание. Но объяснить, это, на мой взгляд, довольно просто — все эти действия соответствуют стратегии компании — честность по отношению к клиенту и ответственность за обеспечение прозрачности того, что происходит с компанией. Безукоризненное следование этим принципам позволят Тойоте преодолеть сложную ситуацию, в которой они оказались и в которой опять-таки ведут себя в соответствии со своими принципами.
Для поклонников конспирологической теории, будет интересна следующая информация.
Если вы хотите иметь представление о Американском правительстве Барака Обамы, взгляните на то, что происходит с Toyota Motor Corporation — крупнейшей жертвой президентской войны с бизнесом.
Вопрос: зачем Бараку Обаме гнобить «Тойоту»? Хотя это может показаться весьма странным, но ведь Toyota далеко не заморская компания, а самая что ни на есть американская! У «Тойоты» на территории Соединенных Штатов пять огромных заводов, шестой на подходе. На этих заводах трудятся сотни тысяч американских рабочих — ключевой фактор для страны, в которой безработица приближается к уровням Великой Депрессии. Наконец, Toyota выплачивает сотни миллионов долларов налогов. Зачем же рубить сук, на котором сидишь?
Ответ: есть такая организация в США, которая называется United Auto Workers (UAW), профсоюз работников автомобильной промышленности. Исторически эта организация всегда поддерживала демократическую партию в ее борьбе с республиканцами. Есть основания полагать, что Барак Обама пришел к власти в первую очередь благодаря поддержке именно профсоюзов, чья суммарная контрибуция превысила фантасмагорическую сумму — 100 миллионов долларов: «В период с 2000 по 2008 годы UAW выделил Демократической партии и ее кандидатам 23 675 562 доллара. В одном только 2008 году UAW дала демократам во главе с Бараком Обамой 4 161 567 долларов. В обмен UAW получила 55% доли в «Крайслере» и 17,5% в General Motors плюс еще миллиарды долларов. Никто, однако, не называет это скандалом».
Об этом скандале известный политик Ньют Гингрич (Newt Gingrich) сообщил в июне 2009 года и не знал, что у нынешней власти в загашнике припасена еще одна «благодарность» для американских профсоюзов работников автомобильной промышленности: «наезд» на «Тойоту», запланированный, как мы теперь видим, на 2010 год.
Какое отношение имеет UAW к японскому автоконцерну? Самое прямое. В том смысле, что… никакого! Японские сборочные линии на территории США — как бельмо на глазу местных профсоюзов, поскольку подавляющее большинство работников на этих заводах не окучены UAW! Не пускают японцы свой пролетариат в объятия профсоюзов, и все тут!
Но как оказалось, Toyota не была намерена молчать вечно. Конечно, Акио Тойода в соответствии с принципами функционирования компании был обязан принести извинения. Пострадали люди, и отмалчиваться или опровергать свою вину в Toyota не могли без выяснения истинных причин неполадок. Это не в их правилах: не в правилах Производственной системы Тойоты, не в правилах Дао Toyota.
Следуя своим правилам, 18 мая 2010 автоконцерн беспрекословно выплатил штраф в размере 16,4 млн долл., наложенный на него американским правительством за несвоевременное уведомление властей о дефекте педали акселератора в своих автомобилях. Отмечу, что речь идет о максимальной сумме штрафа в США, предусмотренной законом. Уже тогда, несмотря на то, что компания согласилась на выплату штрафа в полном объеме и отказалась оспаривать его в суде, представители Toyota заявили, что концерн не нарушал закон и согласилась на уплату штрафа, чтобы избежать длительных судебных разбирательств и споров.
Пусть они понесли огромные потери — миллиарды долларов на отзывные кампании, крупнейший штраф, и, конечно, наибольший ущерб нанесен репутации компании, но они остались верны своим принципам.
Как оказалось, есть и другие доказательства невиновности Toyota.
«Педаль газа на большинстве отозванных автомобилей Toyota была исправна», — такой, практически сенсационный вывод сделали эксперты министерства транспорта США (U.S. Department of Transportation). Они проанализировали несколько десятков «бортовых самописцев» («черных ящиков») (Event Data Recorder — EDR) на автомобилях Toyota, попавших в аварии якобы из-за внезапного и самопроизвольного ускорения, и выяснили, что во всех этих случаях была нажата педаль газа, а педаль тормоза оставалась незадействованной, рассказал авторитетному изданию The Wall Street Journal источник, знакомый с предварительными результатами еще не опубликованного расследования.
Эксперты установили, что почти все водители по ошибке нажимали на газ вместо тормоза, в результате чего и происходили ДТП. Это позволяет утверждать, что в некоторых случаях «внезапного ускорения» автомобилей Toyota и Lexus виноваты сами водители, путавшие педали. Кстати, как отмечают в The Wall Street Journal, такие случаи не единичны и в отчете Национального управления безопасности дорожного движения США (NHTSA). Интересно, что в 1989 году, когда NHTSA расследовала случаи неожиданного ускорения 5000 седанов Audi, и тогда также пришла к выводу, что нередко причиной был человеческий фактор.
По словам Ричарда А. Шмидта (Richard A. Schmidt), почетного профессор психологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе, который был консультантом в том случае, наиболее вероятным объяснением внезапного ускорения Audi были водительские ошибки. Эта теория была подтверждена статистическими доказательства того, что проблема неконтролируемого ускорения более характерна для пожилых водителей и тех, кто имел ограниченный опыт вождения.
Несмотря на то, что Toyota признались в некоторых дефектах, есть ряд факторов, которые требуют осторожного отношения.
- Во-первых, слишком уж сильное сходство со случаем Audi
- Во-вторых, после того, как проблема была освещена, количество жалоб выросло. Если автомобиль действительно всегда непредсказуемо ускоряется, то кажется странным, что пострадавшие ждут, пока проблема не стала широко известной и горяче обсуждаемой, чтобы сообщить об этом.
- В-третьих, активизировалась судебная система, и появилось множество людей со знаками доллара в глазах, желающих урвать свой кусок. Наберите в поиске Google «Toyota recall» (Отзыв Toyota) и оцените количество рекламных объявлений о бесплатной оценке перспективности иска.
В прошлом месяце в NHTSA говорили, что еще не нашли ни одной машины, в которой были бы какие-то другие дефекты, кроме уже названных самой Toyota: ускорение из-за наехавшего на педаль газа коврика или залипания самой педали газа, которая медленно возвращалась на обратную позицию в режиме ожидания. «Несмотря на проведенные исследования, нам, на самом деле, пока не удалось найти дефект» в электронной дроссельной системе управления, отметил тогда представить агентства. «Если эта проблема существует, то мы собираемся найти ее. Однако пока не нашли», — добавил он.
NHTSA получило более 3000 жалоб с описаниями случаев самопроизвольного ускорения автомобилей производства Toyota, в том числе 75 автокатастроф, повлекших гибель 93 человек. Однако единственным установленным случаем гибели людей по вине автомобиля остается крушение «Лексуса» в Калифорнии 28 августа прошлого года из-за заблокированной ковриком педали газа.
Как отмечают некоторые руководители Toyota, в частности Майк Мичелс (Mike Michels), главный пресс-секретарь Toyota Motor Sales, им известно о результатах анализа «черных ящиков» Министерством Транспорта США, и они подтверждаются их собственными исследованиями. Но, по его словам «Тойота» пока не готова делать какие-либо устойчивые выводы по ее экспертизы более чем 2 000 жалоб на ускоряющиеся автомобили.
Тем не менее, с начала неприятностей Toyota в конце прошлого лета, японская компания не обвиняла водителей, участвовавших в инцидентах с самопроизвольным ускорением, хотя во многих случаях в компании не могли найти другую причину. Президент Toyota, Акио Тойода, заявил, что компания не будет перекладывать на водителей ответственность за свои ошибки.
«Даже если ошибку совершил потребитель, мы никогда не будем обвинять клиента, — заявил господин Тойода журналистам на прошлой неделе в Нагоя, Япония, — Если они сделали что-то не так, это не должно приводить к смертельным исходам. Это — наша главная, основная цель»
Тэб Тёрнер (Tab Turner), адвокат четырех потерпевших заявил WSJ, что результаты анализа «черных ящиков» не будут иметь большого веса в суде: «Toyota всегда говорила, что они не обладают абсолютной надежностью и не предназначены специально для установления причин аварий». Представитель Toyota заявил, что компания считает, что это устройство является «прототипом. Оно не предназначено для того, чтобы сообщать нам точно, что произошло. Оно было разработано, чтобы рассказать нам о том, работали ли наши системы должным образом.»
Помимо этого, Майк Мичелс (Mike Michels) заявил, что «очень важно позволить другим … завершить их расследования без объявления наших результатов, что позволит исключить какое-либо влияние и искажение». Он сказал, что Toyota не планирует объявлять итоги своего расследования до тех пор, пока правительственные органы не выступят с их официальными результатами.
В заключении отмечу, что Toyota несмотря ни на что все же намерена улучшить качество своей продукции всеми возможными способами. Хотя, замечу, улучшение качества — это одно из основных требований Toyota к свое работе, автомобилям, и сотрудникам из года в год. В феврале, выступая в конгрессе США, Акио Тойода признал, что в погоне за объемами производства компания меньше стала уделять внимания качеству автомобилей, а позднее принял решение о создании совета по качеству под своим председательством. Здесь важно отметить, что ни о каком отказе от основополагающего принципа встроенного качества речи не идет — прошу не искать аналогий с отечественными ОТК. Вице-президент компании Такэси Утиямада объявил, что корпорация увеличит время разработки новых моделей для повышения их качества, в среднем на 4 недели. Сейчас компания тратит на разработку модели в среднем 24 месяца. При этом будет расширен штат инженеров компании, ответственных за качество. По его словам, из 14 тысяч сотрудников, отвечающих в компании за исследования и разработки, тысяча специалистов будет делегирована на проработку вопросов качества машин, уточняет Reuters. Кроме того, г-н Утиямада рассказал, что ради улучшения качества компании придется пойти по пути упрощения, сократив число двигателей и модификаций будущих моделей.
Что ж, вся доступная на сегодня информация была собрана, и кое-что я попытался проанализировать: ситуация, конечно запутанная, и даже имея на руках все факты, сложно сказать, так ли виновата Toyota. А как думаете вы?
Ваши мнения оставляйте в комментариях ниже.
Еще несколько роликов для ознакомления:
Использовались материалы:
«Early Tests Pin Toyota Accidents on Drivers» The Wall Street Journal,
«Toyota Gets Wrecked by Labor’s Runaway President» BusinessWeek
«Водители ускорявшихся Toyota могли путать педали» Ведомости
«Долг платежом красен» Бизнес-журнал
«Toyota готовит самый масштабный отзыв в истории» Drom.ru
«Toyota president apologizes under fire of U.S. officials» The Washington Post
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Спасибо, Павел, за сведение информации из многих источников воедино. Я считаю самым поучительным во всей этой истории то, что Тойота действует в соответствии со своими принципами открытости и прозрачности.
Спасибо за комментарий, Вячеслав!
Toyota действительно уже в который раз доказывает, что основополагающие принципы, которыми руководствуется компания, остаются непоколебимыми. В каждой проблемной ситуации Toyota действует в духе Toyota и никак иначе. Многие из таких ситуаций описал Стивен Спир в своем исследовании.
Хочу заметить, что Toyota, опять же следуя своим принципам, воспринимает любой кризис как еще одну возможность для улучшений. Но самое главное, компания воспринимает кризис и восстановление после него как обычную работу — также открыто, без паники и необдуманных действий.
В самом начале этой истории у меня было ко всему этому недоверие. Уж очень раздуто и очень активно обвиняли Toyota!
Скажу более, мне внутри себя было очевидно, что это деятельность конкурентов. Только без доказательств говорить о чем-то сложно.
Поэтому спасибо огромное, Павел, за эту статью!
Думаю, очевидной эта ситуация была для многих, а вы раскрыли тонкости, которые подтверждают подозрения тех, кто, так скажем, на стороне Toyota.
И понятным становится, как громкие крики СМИ приобрели такой размах! Думаю, тоже не без участия Американского Правительства и других заинтересованных лиц. Как это делается уже ни для кого не секрет. Смешно только, как они с полной серьезностью преподносят нам все обвинения в адрес Toyota. Либо мы для них «ничто», не способные на какие-либо мизерные логические размышления, либо они просто нагло гнут свою линию, осознавая, что все вокруг все понимают. Сработало же!
Евгения, благодарю за комментарий! Рад, что вы на стороне здравого смысла — на стороне духа Тойоты.
Прошу сообщить об этой статьей вашим коллегам — хотелось бы услышать и их мнение.
А на счет Правительства США — ну что ж, работа у них такая… Интересно, что всего пару дней назад уважаемый Барак Обама лично представлял и первым сел за руль новой модели Chevrolet Volt. Исконно американская так сказать модель. Чье, как вы думаете, это подразделение — Chevrolet? Исконно американской корпорации General Motors.
Павел, спасибо за такой «конструктивный» анализ ситуации!!! Как говорится: «всё по полочкам»…
Были ведь желающие выступить с трибуны сразу после показательных мероприятий в конгрессе США и порассуждать о том, что Toyota нарушила принципы своего Дао. На чём эти версии основывались? На анализе фактов или газетных утках?
Но от руководства компании все ожидали реакции на происходящее.
Тот факт, что компания увеличит время разработки новых моделей для повышения их качества (в среднем на 4 недели) и расширит штат специалистов, отвечающих за качество в процессе разработки… Это отнюдь не нарушение ключевого принципа «Дзидока», а решение продолжить встраивать высокий уровень качества и безопасности авто ещё на этапе проектирования (что всегда являлось преимуществом компании), плюс уделить этому процессу больше времени и внимания! Стремиться к сокращению числа двигателей и модификаций новых моделей!
Всё в духе Toyota…
Руководство компании как бы говорит своим клиентам: «Мы выплатим все штрафы, и дождёмся окончательных результатов независимой экспертизы. Но мы уверены в высоком качестве машин и безопасности наших клиентов»
Вячеслав, благодарю за такой поддерживающий комментарий! Рад, что статья разрушила опасения о вдруг произошедшей коренной перестройке ценностей и принципов Тойоты.
«Дом Toyota» — символический дом Производственной системы Toyota и ее Дао — остается непоколебимым. Каждая его часть — незаменима и предельно важна. Вытащим один кирпичик, все здание разрушится. Уверен, это прекрасно понимают в Toyota.
Кстати, как ты смотришь на то, чтобы опубликовать этот символический дом в твоей художественной интерпретации?
Павел, я всегда ЗА, если мои художественные мысли по альтернативному изображению дома TPS будут востребованы читателями блога!
Кстати, очень интересно было бы узнать мнение Стивена Спира?
Постараюсь в ближайшее время заняться этим вопросом.
Павел,
Спасибо за статью! Огромный труд и замечательное изложение фактов. в которое вплетается Ваша оценка ситуации. Позволю высказать здесь свое мнение, которое уже высказывал на форуме LeanZone.ru.
Начну с того, что мне не понравилось название статьи. Вы как будто пытаетесь измерить вину Toyota. Так вот, Toyota виновата! Виновата, потому что поставила под угрозу жизнь хотя бы одного человека. Ничего не подозревающего, наслаждающегося движением, рассчитывающего на своего стального коня. Хотя бы одного человека. Вспомните Достоевского: «Все царство мировой гармонии (TPS) не стоит одной слезинки ребенка (жизни даже самого неопытного водителя)»! Больше можно не рассуждать о вине компании,- Toyota виновата! И вина ее тем больнее, чем выше было ее положение как лидера мирового автопрома. Именно по этой причине так смиренно извинялся лидер ее компании. Именно поэтому компания безропотно идет на выплату любых штрафов. Именно поэтому в недрах компании сейчас закручивается мощный механизм улучшений, который, возможно приведет к новому витку в развитии TPS.
Все остальное — это попытки взвесить ситуацию на разных весах, измерить ее при помощи различных этлонов. К этому часто прибегают издания желтой прессы. Предлагаю не обращать на них внимания, подобно тому, как это делают на самой Toyota. Важен результат, котрый основывается на тех уроках, которые извлекут в компании. А то что там умеют учиться, лично я не сомневаюсь!
Дмитрий, спасибо за комментарий и конструктивную критику!
Название статьи было выбрать не просто. Я перебрал несколько вариантов, и остановившись на этом, считаю его наиболее подходящим и отражающим как содержание статьи, так и суть возникших у Toyota проблем.
К моему сожалению, вы так и не захотели меня услышать в обсуждении на форуме leanzone, как я ни старался. Я ни в коем случае не спорю, что Toyota виновата. Очевидно, корпорация в силу своего быстрого роста и некоторых других причин допустила некоторые просчеты. Повторяю, с этим не спорю ни я, ни тем более Toyota и ее руководители. Смотрите, что говорит Акио Тойода. Он четко заявил, что компания не будет перекладывать на водителей ответственность за свои ошибки.
Таким образом, вы правы, Toyota виновата. Но вопрос — в той ли степени, которую ей вменяют? И здесь стоит обратить пристальное внимание на те вопиющие факты «подставы», намеренного гнобления, что изложены в статье. Так ли виновата Toyota? Или давайте уточню. Так ли сильно виновата Toyota? Вот что я хотел узнать, работая над этим обзором.
Вы можете возражать, что недопустимо мерить степень виновности количеством происшествий и наличием прямого доказательства ошибок производителей. Я прекрасно понимаю, что это кощунственно. Поэтому не спорю. Да, Toyota виновата. Она готова нести ответственность, и несет ее.
Но та публичная порка, которую устроили Toyota американские власти не имеет ничего общего с правосудием. Это типичная борьба с иностранным (хотя с этим можно поспорить) бизнесом, ничем не прикрытая попытка защиты исконно американских автопроизводителей. В этом можно было бы усомниться, если бы не было таких явных исторических параллелей, а также фактов подтверждения поговорки «долг платежом красен» по отношению к американскому руководству.
Полностью разделяю вашу точку зрения об умении Toyota учиться. Урок, я в этом уверен, уже прошел недаром. Дальше-больше.
Павел,
Не сочтите, пожалуйста за рекламу. Лично мне очень хотелось бы, что бы те, кто прочитал Вашу замечательную работу (считаю, что этот материал выше обычной статьи), познакомился с мнением профессора токийского университета Такахиро Фуджимото, который рассматривает ситуацию совершенно беспристрастно и с учетом глубокого анализа японского менталитета. Статья, которую я переводил специально для читателей портала LeanZone.ru, надеюсь будет полезна и читателям вашего блога. Статья называется «Проблемы Toyota: в борьбе с демоном сложности«. Жаль, что Вы не включили ее в список источников в оригинале или в переводе.
Дмитрий, спасибо, что обратили внимание на статью про демона сложности. В конце обнаружил пару интересных высказываний про временных рабочих.
Дмитрий, я не против рекламы материалов дружественного ресурса, тем более, что ссылка на указанную статья таковой совсем не является. Статья, и конечно, ее перевод, действительно весьма актуальны и интересна в контексте данной темы. Рекомендую всем читателям, ознакомится с ней.
Но к моему сожалению, я не вспомнил про нее во время работы над данным обзором — ведь статья была опубликована достаточно давно , потому и не использовал ее.
Статья о «публичной порке», устроенная президенту Toyota Акио Тойода в Конгрессе США http://quality.eup.ru/MATERIALY14/toyota-usa.htm
Роман, спасибо за ссылку. На самом деле в своей статье я уже дал оценку этой заметке о «публичной порке» господина Тойоды и его компании. Смотрите строки в одном из первых абзацев с цитатой из заметки о том, что Toyota не великая компания и управлять изменениями так и не научилась.
Спасибо за очень интересную статью. Видимо, инженеры на Тойоте не очень позаботились о выполнении принципа «ошибкоустойчивости», судя по ролику, где водитель может одновременно нажать на газ и тормоз.
Я рассказала об информации из этой статьи рабочим на нашем предприятии в рамках обучения по Лин, и они поведали мне случай из жизни, когда педаль газа заблокировалась ковриком на «девятке». Можно сделать вывод, что такие случаи происходят на многих моделях автомобилей, однако большую огласку получила только Тойота. То есть нам покажется абсурдной ситуация, когда АвтоВаз начнет отзывать все «девятки», да и российские водители как-то выходят из такой ситуации.
Таким образом, политические кори этой проблемы очевидны.
Зря вы инженеров Тойоты ругаете. Во-первых, одновременное нажатие газа и тормоза используется в некоторых случаях намеренно, как техника прохождения поворотов. Правда, в «мирной жизни» такого не требуется, да и гонщики на соревнованиях, насколько я знаю, предпочитают двумя ногами в этом случае орудовать. А во-вторых, в ролике показана не Toyota, а вовсе даже Crysler — пару раз в кадр попадает эмблема на руле. ;) Так что…
Я слышала неофициальные данные о собственной оценке Тойоты. Так вот, они теперь только на 40% Лин. Но повторяю, эти данные могут быть неверны, эту информацию я получилла от совего начальника, а он — от знакомых английских Lean-консультантов.
Я бы не стал доверять этим данным.
Во-первых, оценка степени бережливости — довольно сомнительная штука. Как ее делали? Как можно определить на сколько % компания бережлива? Чтобы понять насколько компания бережлива в процентном соотношении, нужно бы найти эталон — с чем соотносить — со 100%. А где тогда он если не на Toyota? Это лишь игра с цифрами.
Во-вторых, английские консультанты — ну это уж совсем не близкий к Toyota источник. Не ближе чем я или вы. Консультанты такие же люди — они также подвержены влиянию слухов.
И еще есть такой момент, который иногда называют «глухой телефон». Чем больше этапов в процессе информационного обмена, тем менее правдива информация на выходе.
И самый важный момент — Производственная система Тойоты — это не фиксированная неподвижная система. Это постоянно изменяющийся практически живой организм. Те же консультанты, посетив Toyota лет 10 назад, думают, что так все и останется навсегда. Зафиксировали свой образ «лин», образ бережливого производства. Побывав на предприятии сейчас, и увидев некоторые изменения — они в общем то справедливо полагают, что Toyota уже не такая «лин» как раньше.
Правильнее говорить, Производственная система Тойоты развилась, усовершенствовалась. Что и должно происходить с производственной системой каждого предприятия. Бережливое производство — это лишь собирательный образ тех компаний, которые совершенствуют свои производственные системы особым образом, с некоторым набором известных инструментов. Американские исследователи придумали такое обозначение изучаемому ими феномену.
Так вот, Toyota виновата! Виновата, потому что поставила под угрозу жизнь хотя бы одного человека. Ничего не подозревающего, наслаждающегося движением, рассчитывающего на своего стального коня. Хотя бы одного человека. Вспомните Достоевского: «Все царство мировой гармонии (TPS) не стоит одной слезинки ребенка (жизни даже самого неопытного водителя)»! Больше можно не рассуждать о вине компании, — Toyota виновата! И вина ее тем больнее, чем выше было ее положение как лидера мирового автопрома. Именно по этой причине так смиренно извинялся лидер ее компании. Именно поэтому компания безропотно идет на выплату любых штрафов. Именно поэтому в недрах компании сейчас закручивается мощный механизм улучшений, который, возможно приведет к новому витку в развитии TPS.
Я слышала неофициальные данные о собственной оценке Тойоты. Так вот, они теперь только на 40% Лин. Но повторяю, эти данные могут быть неверны, эту информацию я получилла от совего начальника, а он — от знакомых английских Lean-консультантов.
Я согласна…не надо превращать идею в ИДОЛА…
Исходя из предоставленной информации (и не пытаясь подвергнуть её сомнениям) — можно считать Тойоту виноватой в дефектах на нескольких тысячах машин, во всех остальных случаях водители скорее всего решили сэкономить на ремонте или даже получить «халявную» компенсацию присоединившись к общей шумихе. И, конечно же, подобная «операция» не могла быть стихийной, естественно, что к этому приложили руку заинтересованные стороны.
Прочитал сегодня в Ведомостях — Toyota отзывает 1,7 млн. автомобилей. В основном в Японии. Новый отзыв Toyota
В который раз словосочетание «Toyota-Отзыв» как красная тряпка для журналистов. Когда же наконец люди поймут, что отзывные компании — это не есть 100% плохо. Компания несет ответственность за своих клиентов. Потому заботясь об их безопасности, страхует их жизни неоднократными и многомиллионными отзывными компаниями. Вот в новом примере черным по белому написано — проверка. Проблема могла появится на 1 из тысячи машин. И это очень честный жест со стороны Тойоты — убедиться, что на остальных все в порядке. Если есть проблема — исправить.
Вот интересно, про отзывы Автоваза я почему то не слышу. Неужели у них все так хорошо с точки зрения качества? Думаю все намного проще — дальнейшая судьба автомобиля и его нового владельца перестает интересовать производителя сразу после пересечения порога дилерского центра.
Правильно сказал Игорь Рыжкин на форуме leanzone.ru: «Покупайте отечественные машины. Их не отзывают. К ним прикладывают инструкции по ремонту и набор инструментов.»
Тойота же готова любую мелочь устранить и следует: 14 принципов менеджмента в компании Тойота они следуют исправно. А другим производителям может и по-барабану, нет у них философии ведения бизнеса. Вот и данные об отзывах тщательно скрывают или просто их не проводят.
На Drom.ru прочитал замечательный комментарий на новость об отзыве. «Следующая компания по отзыву будет по причине черезмерного загрязнения колёс — все желающие владельцы Тойот с 2001-го года выпуска могут приехать в сервис и протереть колёса бесплатно».
Теперь я могу с уверенностью сказать, что и отечественные автомобили начинают отзывать из-за различных неполадок. Пока я слышал только об УАЗах http://auto.mail.ru/article.html?id=33238 Это и не удивительно. Ведь ОАО «УАЗ» изучило опыт Тойоты и успешно реализует адаптированные инструменты у себя на предприятии (об этом я тоже писал на ЛинЗоне в статье «Производственная система УАЗ» и в своем блоге). А отозвать, проверить и исправить автомобиль — это нормально и дешевле, чем потом разбирать последствия аварии и выплачивать компенсации и штрафы.
Отзыв услуги из хирургического отделения горбольницы №666:
«В период с 13 марта по 13 апреля в операционной был утерян скальпель. Просьба всем прооперированным в этот период пройти повторное вскрытие на предмет проверки наличия возможно забытого там инструмента»
Американцы не нашли дефектной электроники в автомобилях Toyota
Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) завершило очередной этап расследования причин внезапного ускорения автомобилей Toyota. Об этом сообщает издание The Detroit News.
Эксперты не обнаружили неисправностей электронных систем «Тойот». Глава Транспортного Бюро (United States Department of Transportation) Ray LaHood сообщил на пресс-конференции, что причина самопроизвольного ускорения, из-за которой производителю пришлось отозвать около 10 миллионов машин, кроется в механических компонентах.
По результатам расследования, которое проводилось при содействии специалистов NASA и продолжалось в течение последних десяти месяцев, эксперты сузили список возможных причин самопроизвольного ускорения машин до трех вариантов: механической проблемы в приводе педали газа, неправильно установленных напольных ковриков, зажимавших акселератор в нажатом состоянии, и человеческого фактора, когда в критической ситуации люди вместо тормоза сами нажимали на газ.
Эксперты NHTSA и NASA проверили более 280 тысяч строк кода в программном обеспечении автомобилей Toyota, а также привезли модели японского бренда в Центр космических полетов имени Годдарда (Goddard Space Flight Center) и исследовательский центр «Крайслера» в штате Мичиган, где машины были подвергнуты электромагнитному излучению, которое, как предполагали специалисты, вполне могли повлиять на работу электроники. По главному пункту обвинения — сбоях в управляющей электронике и программном обеспечении — крупнейший в мире производитель автомобилей официально признан невиновным.
А ведь Тойота с самого начала этого спектакля настаивала на том, что электроника здесь не причем.
«Автомобили Toyota — безопасны», заверил глава транспортного бюро Ray LaHood (Secretary of Transportation)
Это большая победа для Toyota. Сразу после оглашения выводов комиссии акции компании подскочили на 4,6%.
Интересно вот еще что — LaHood отметил решение Toyota перечислить более $50 миллионов Центру автомобильной безопасности. «Это удивительно. Это показывает, что они действительно заботятся о безопасности.»
http://fastlane.dot.gov/2011/02/nhtsa-nasa-toyota-study-finds-no-electronic-causes-of-unintended-acceleration.html
http://detnews.com/article/20110208/AUTO01/102080381/Feds-clear-Toyota-of-electronic-causes
http://www.bloomberg.com/news/2011-02-08/toyota-review-by-u-s-agencies-finds-no-electronic-flaws-in-runaway-cars.html?cmpid=msnmoney
http://twitter.com/RayLaHood
Паша, спасибо, что держишь нас в курсе событий!
Мне кажется, что в этом году станет также известно, что и механической проблемы в приводе педали газа эксперты NASA не обнаружили…
:-)
Нашёл на ресурсе Sixsigmaonline.ru заметку «Восстанавливаем репутацию Toyota». В ней резюмированы результаты исследований NASA, которые проводились аж на протяжении 10 месяцев + приведены ссылки на оригиналы. http://sixsigmaonline.ru/blog/2011-02-18-75
Как выразился Джон Шук: «События, послужившие причиной возврата 10 миллионов автомобилей Toyota, могут смело считаться ушедшими в историю, как самый большой слон, раздутый из мухи.»
Отлично, Слава! Здорово, что нашел такую важную информацию.
Спасибо Константину (автору SixSigmaOnline) за то, что присоединился к защитникам «колыбели бережливого производства», как он называет Тойоту, опубликовав такие важные результаты исследований.
Я думаю, что даже одни слова Шука о мухах и слонах заслуживают отдельной заметки в блоге Leaninfo.ru, а лучше конечно, если это будет пост Константина целиком. К сожалению, не все наши посетители следят за обновлением комментариев. Да это и в принципе практически невозможно. А вот появление новых постов редко пропускают. Эту информация достойна того, чтобы нужно донести ее до всех «бережливых» людей.
Константин, вы не против?
Я не совсем понял при чем здесь «результаты испытаний систем электронного управления», если основная причина отзывов — залипание педали газа из-за неправильно уложенного коврика!
Коврики — вовсе не основная проблема. На ковриках просто помешательства больше было. Так сказать, более модное объяснение.И сама Тойота в причинах отзывов на начальных этапах указывала самую банальную, чтобы лишний шум не поднимать.
В смертельных же ДТП были обвинены именно электронные составляющие, а точнее электронная система управления газом. Теперь уже точно — и новые данные это снова подтверждают — несправедливо обвинены.
Крестовый поход против иноземных захватчиков, думаю, завершен.
Как думаете?
Да, Паша, «крестовый поход» против Toyota закончился, но как поётся в известном анекдоте «…а впечатления-то остались». И это и была основная цель тех ребят, кто задумал эту историю.
Все мы в повседневной жизни так или иначе становимся жертвами маркетинговых уловок. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей верит ежедневному потоку новостей из TV-ящика.
Извините, немного запоздал. Но, как говориться, лучше поздно…
Так вот прав был Вячеслав, когда говорил: «…а впечатления-то остались». Последняя информация об успехах, большой членов Большой Тройки, заставляет всерьез задуматься: а так ли виновата Toyota? Ссылки в конце этого поста: http://sixsigmaonline.ru/news/2011-04-30-10