Роботы и персональные транспортные средства TOYOTA
19 мая 2010 Павел Рабунец в рубрике Интересно | Добавьте комментарий
Просмотров: 2 282Всего пару заметок назад я писал про роботов отечественного производства, лишь вскользь упомянув опыт роботостроения японских автопроизводителей. И вот сегодня я наткнувшись на интересную информацию о передовых разработках Toyota, решил более подробно на них остановится, описав как можно подробнее историю развития робототехники в Toyota.
Пусть за пределами Японии Toyota известна по большей части, как производитель автомобилей (ну и конечно, как первоисточник Производственной системы Тойоты), однако в самой стране восходящего солнца все знают мирового гиганта еще и как разработчика роботов. Не исключено, что производство роботов в отдаленном будущем может стать для Toyota едва не более важным делом, чем выпуск автомобилей. Не исключено, потому что как мы все знаем, Toyota начиная свою историю под немного другим названием — Toyoda, занималась производством ткацких станков. Ничто не мешает совершить такой революционный переход и сейчас — с автомобилей на роботов.
Нет, речь в этой заметке пойдет не о промышленных манипуляторах. Инженеры знаменитой компании намерены преобразить быт людей, предоставив им серийных роботов-помощников. Toyota участвует в разработке целого ряда неавтомобильных концептов.
Сегодня я остановлюсь на нескольких из них, на мой взгляд, наиболее интересных. И для начала — предлагаю пробежаться по такому концептуальному направлению развития транспортной индустрии, как персональные транспортные средства, которые практически граничат с робототехникой в инновационности и перспективности.
Персональные транспортные средства Toyota
Toyota Winglet
В 2008-м году компания продемонстрировала модель Winglet.
Персональный двухколесный транспорт Winglet основан на электромоторе. Уникальный механизм позволяет осуществлять разгон, торможение и повороты, меняя положение тела (Для управления устройством «наезднику» придется использовать свой вес — наклон вперед/назад для езды, вправо/влево для поворотов), что весьма удобно в переполненных людьми местах. Что же — это вполне достойная известному устройству Seagway альтернатива от крупнейшего автопроизводителя, которая к слову, выглядит более изящно, хотя и не так универсальна. Как ожидалось, масштабное тестирование Winglet должно было начаться осенью 2008 года в одном из японских аэропортов.
На следующем видео наглядно демонстрируется, что же из себя представляет Winglet.
Toyota I-Swing
Другая поделка японцев — электроколяска Toyota I-Swing выглядит скорее как модный аксессуар, вызывает ощущение новизны, экстравагантности, и лишь в последнюю очередь ассоциируется как средство передвижения. Эти модели впервые вышли на передний план в автосалоне в Токио в 2005 году, и в очередной раз доказали совершенство формы.
Встроенная интеллектуальная система управления, запоминает привычки и личные предпочтения, делает передвижения продолжением вашей индивидуальности.
Модель Toyota I-Swing является своего рода первопроходцем, воплощающая инновационную идею преобразования. Двухколесный режим целесообразно использовать при медленном передвижении со скоростью пешехода. Если вы хотите двигаться быстрее или с постоянной высокой скоростью, просто переходите в трехколесный режим. Toyota фактически объединила электроколяску и электроскутер в одно трансформируемое средство передвижения. Позволяя пользователю самостоятельно выбирать какой вариант приемлем на данный момент, исходя из сложившейся обстановки либо настроения. Несомненно, такая концепция станет реальной альтернативой автомобилю уже в недалеком будущем.
Аккумуляторы разработанные Toyota специально для этого транспортного средства, способны обеспечить длительные путешествия без подзарядки, сохраняя динамичное движение Toyota I-Swing. Это также является результатом длительных исследований и разработок, которые Toyota проводила в последние годы для создания транспортных средств мобильного передвижения.
Управление осуществляется двумя джойстиками, двумя одновременно либо каждым в отдельности, в зависимости от индивидуальных желаний водителя. Максимальная скорость аппарата составляет 60км\ч.
Также еще ранее Toyota представляла такие модели транспортных роботов как i-foot и i-unit (фото компании Toyota — смотрите ниже).
Toyota I-REAL
Одной из самых совершенных разработок Toyota является концепт-кар I-REAL, который отличается инновационным дизайном, и «подвижными» габаритами. I-REAL имеет всего три колеса: два спереди и одно сзади, и спроектирован таким образом, что длина колесной базы может меняться в зависимости от скоростного режима.
При высокой скорости колесная база удлиняется, занижая центр тяжести, тем самым, обеспечивая наилучшие ходовые характеристики автомобиля. При низкой скорости колесная база укорачивается, что позволяет легко маневрировать среди препятствий, не занимая при этом много места.
В конструкции концепт-кара использованы специальные датчики безопасности, расположенные по периметру. При угрозе столкновения датчики звуковым сигналом сообщают водителю об опасности, одновременно предупреждая окружающих о своем перемещении световыми и звуковыми сигналами.
Предлагаю вам посмотреть видеоролик из известной телепрограммы TopGear, в котором наглядно продемонстрировано, как работает i-Real.
Роботы Toyota
Toyota Mobility Robot
А вот следующая разработка транспортного устройства — в отличие о Winglet и других транспортных концептов уже имеет полное право именоваться роботом. Она получила название Mobility Robot или сокращенно MobiRo (смотрите фото ниже). Деталей о том, как именно Mobility Robot балансирует на своих колёсах и как перешагивает небольшие ямы и кочки, компания не приводит.
MobiRo может самостоятельно объезжать препятствия и преодолевать небольшие неровности путём перешагивания. Он оснащён двумя колёсами, но каждое из них может независимо перемещаться вверх-вниз, как ноги. Так что эта ездящая машина – ещё и немножко ходящая.
Как сказано в пресс-релизе компании, Mobility Robot призван оказать помощь владельцу в передвижении на коротких расстояниях, в тех местах, где люди обычно ходят. Направленность на инвалидов и пожилых тут явно прослеживается, хотя сфера применения новинки – куда шире.
Запас хода Mobility Robot на одном заряде аккумулятора равен 20 километрам, максимальная скорость — 6 километров в час, время зарядки батареи — один час, а максимальный преодолеваемый подъём — 10 градусов. Высота робота на стоянке равна 1 метру, а в движении — 1,1 метра. Вес же этой машины составляет 150 килограммов.
Важно, что новейшее робот-кресло может не только автономно транспортировать своего владельца в пункт назначения или приезжать к нему по вызову, но и просто следовать за определённым человеком, играя роль носильщика.
Посмотрите видео с презентации Mobiro.
Роботы-гуманоиды Toyota
Ну и самое интересные разработки Toyota — это конечно, роботы-гуманоиды. Например, который играет на скрипке. Пару лет назад эта концепция уже демонстрировалось компанией на специальной презентации, где отмечалось, что робот будет доступен для заказа с 2010 года. Однако в дальнейшем лишний раз это творение предпочитали не афишировать. И вот сегодня «музыкант» был представлен на выставке Shanghai Expo. Робот развлекал журналистов и посетителей своей замечательной игрой в павильоне, представлявшем Японию. Машина имеет рост около 1.52 м и весит 56 кг.
А теперь посмотрите и послушайте сами:
Говорят, специалисты Toyota работали над аппаратным и программным обеспечением робота три последних года, и похоже, что работа действительно получилась качественной. Во всяком случае, на мой немузыкальный взгляд и слух, на скрипке робот играет очень даже неплохо. Если не ошибаюсь, японский автогигант уже демонстрировал роботов, обученых игре на духовых и ударных инструментах, а также робота-дирижёра. Не удивлюсь, если в скором времени появится робот-гитарист, робот-барабанщик и клавишник (тоже робот) и все вместе они организуют музыкальную группу :) Как думаете, понадобится ли им робот-продюсер? :)
Не могу не напомнить вам и о такой выдающейся разработке Toyota как робот, который умеет бегать. Описывать здесь в общем-то нечего. Как говорится — лучше один раз увидеть:
Однако справедливости ради стоит отметить, скрипка, барабан, труба или дирижерская палочка, или даже умение бегать — лишь реклама возможностей этих «прямоходящих железок». Главное назначение робота, утверждают инженеры, — это работы по дому, уход за детьми и медицинская помощь. Именно поэтому в Toyota их принято называть роботы-партнёры или Toyota Partner Robots. Основные области действия линейки Toyota Partner Robots: помощь в быту, сфере обслуживания, в госпиталях, на производстве. И ещё в их задачу входит персональная транспортировка.
Toyota отмечала, что первые испытания таких машин в больницах должны были проводиться в 2008-м, а практическое применение её серийных роботов-партнёров должно начаться уже в начале следующего десятилетия. Однако сейчас не известно, повлиял ли экономический кризис и временные трудности на стратегию развития компании и принятые решения. Также интересно, что Катсуаки Ватанабе (Katsuaki Watanabe), будучи президентом Toyota, заявлял, что робототехника станет основным бизнесом для компании в наступающих годах.
Будем надеяться, что для столь разносторонней компании, которая обладает опытом не только в производстве автомобилей и роботов, но даже в возведении ультрасовременных коттеджей и разработок в сфере генной инженерии — это не столь уж невыполнимая цель.
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.