На ком держится производство?
18 мая 2010 Валерий Казарин в рубрике Мнение практика | 6 комментариев
Просмотров: 1 790Известно выражение, что армия держится на сержантах. А на ком держится производство? Есть ли в производстве люди, без которых оно не будет жить «долго и счастливо»?
У меня нет универсального ответа, но сегодня я вновь столкнулся с отсутствием тех, кто мог бы выполнить эту ответственную задачу.
Речь идет о мастерах, бригадирах, старших смен и т.д. — в общем, о тех людях, которые непосредственно руководят работой обычных рабочих. На разных производствах и в разных отраслях младших руководителей называют по-разному. Суть, в общем-то, не в том, как называется эта должность (дальше я буду говорить «мастер»), а в том, что без нее производство медленно и верно загибается.
В чем же проблема? За долгие годы, которые прошли со времен распада Советского Союза, в Российской промышленности исчезли правильные мастера. Те, которые работали раньше — стали руководителями «покрупнее», занялись другими делами, вышли на пенсию или открыли свой бизнес. Ничего особенно страшного, если бы вместо них появлялись новые мастера, наученные тому, что в их задачу входит не только «раздавать задания» и «проверять выполнение».
К сожалению, работе мастера у нас не учат нигде. И никто. И когда толкового оператора вызывает начальник цеха и говорит ему: «поздравляю с повышением, с завтрашнего дня ты — мастер участка такого-то», то человек просто теряется — он не знает, что делать.
Некоторым счастливчикам везет, и им объясняют хотя бы часть обязанностей. Если предыдущий мастер не исчез в одно мгновение, то к нему можно пойти за советом и может даже этот совет получить. Но чаще всего тот и сам уже не знал многого того, чего от него ожидали.
Так в чем же задачи «мастера»?
Начнем с очевидных:
- получать план работ на участок
- распределять работу
- расставлять рабочих по рабочим местам (там, где в этом есть необходимость)
- контролировать выполнение плана
- отчитываться о результате работы участка
Даже с последним на отдельных предприятиях возникают проблемы. А что сказать о следующей задаче из обязанностей мастера:
- обеспечивать выполнение плана работ
Многие ли мастера знают, что это означает? Кто-то ограничивается только тем, что обеспечивает поступление всего необходимого сырья, полуфабрикатов, комплектующих, оснастки и инструмента. Кто-то занимается и проблемами обслуживания оборудования — информирует ремонтников о всех проблемах и вместе с ними вырабатывает решения. Кто-то по любому поводу бежит жаловаться начальнику цеха. Достаточно ли это для того, чтобы мы могли считать работу мастера выполненной?
- информировать рабочих о принимаемых руководством решениях
- информировать руководство о проблемах рабочих
Много ли вы знаете мастеров, которые выполняют роль информационного посредника между руководством и рабочими? А сколько мастеров выступают в роли «глухой стенки»?
Конечно, мастеру-новичку, который работает в этой должности три дня, никак не хочется облажаться перед руководством. Никаких инструкций о том, как действовать в случае возникновения каких-либо проблем ему не дают. Максимум, что обычно говорят: «ну, если что — ты мне скажи, и все решим», хотя по тону говорящего можно понять, что «лучше бы у тебя все было в порядке». Так что делает такой мастер-новичок? Во-первых, пытается исправить проблему самостоятельно, а во-вторых, когда понимает, что он — такая же пешка, как и раньше. и ничего предпринять не может, то старается замаскировать проблему так, чтобы о ней никто из руководства не узнал как можно дольше.
Возможно, в этом и не видно особых проблем, только вот руководство теряет опору под ногами, потому что уже не знает, что на самом деле происходит в производстве, а рабочие — теряют последнюю надежду на то, что что-то может измениться к лучшему.
«Мы здесь кто? Никто!»
«Наши проблемы никому не интересны. Сколько уже об этом говорим. Ничего с места не сдвинулось»
«Это никому не нужно. Если бы было нужно — все давно бы уже было по-другому»
Если вам знакома подобная ситуация, знайте, что так — практически везде. Даже на многих «образцово-показательных предприятиях», где с виду кажется, что и руководство заинтересовано в улучшении условий труда и профессиональном развитии персонала, и сами рабочие прилагают усилия к тому, чтобы повысить эффективность своей работы, даже на таких предприятиях встречаются информационные заглушки между руководством и рабочими. И тогда первые остаются в благостном неведении о том, как все плохо, а вторые — делают вид, что все нормально, что так и должно быть.
Да, и список обязанностей мастера участка явно не заканчивается тем, что я успел перечислить.
Фото Серафима Епифанцева взято с официального портала города Каменск-Уральский.
Фото неизвестного мастера взято с PhotoSight.ru (c) Автор giskim.
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Золотые слова – задачи нужно не раскидывать на подчиненных, а правильно делегировать. Отсюда и невыполнение поставленных задач и отсутствие уважения…
Определенно, очень важно правильно делегировать задачи.
Насколько я понимаю, кроме собственно формулировки задачи (лучше всего — в формате SMART, а не «пойди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что»), нужно как-минимум убедиться, что рабочий правильно ее понял, правильно понимает, ЗАЧЕМ это нужно делать (если мы не в армии, конечно ;) ), и знает, какими правами и ресурсами он обладает, чтобы эту задачу выполнить.
Наверняка я что-то еще упустил… ?
Это и есть основная проблема руководителя любого предприятия — персонал. Если происходит так, как сказано в цитатах, то результат любого преобразования будет ноль. Только создание команды единомышленников и величайшее внимание к персоналу своего предприятия, как к основе достижения результата — можно достичь успеха компании и выполнения и постоянного совершенствования поставленных задач.
Точно! Иногда кажется, что все усилия по внедрению бережливого производства на самом деле лежат не в области внедрения отдельных методов и инструментов управления или выполнения работ (вытягивание, быстрая переналадка, TPM…), а в области работы с персоналом: изменение мотивации, формирование команды, создание общего информационного пространства, в общем, всего того, что нужно для того, чтобы фраза respect to people не оставалась только фразой.
Вы на правильном пути, Валерий: персонал — это и есть главный субъект воздействия бережливого производства. Интрументы — это лишь средство.
На сайте http://www.that-book.com/ доступна для бесплатного скачивания игра-симулятор по канбан-SMED. Попробуйте выиграть и продержаться начальником производства как можно дольше! ))) На первом листе — инструкция. Обсуждаем игру в группе http://vkontakte.ru/club18527235