Как это было в Японии — История успеха японской экономики. О работниках. Часть 3
5 Авг 2009 Павел Рабунец в рубрике Видео, Интересно, Как это было в Японии (видео) | 20 комментариев
Просмотров: 2 071Третья часть фильма «Как это было Японии» посвящена истории японских работников. Из нее мы узнаем, в частности, об истоках уникального отношения к рабочим в послевоенной Японии, которое нашло отражение и в концепции «бережливое производство».
Бурно развивавшаяся промышленность Японии требовала новых рабочих рук: деревенское население хлынуло в города… Оно несло в себе не только жажду деятельности и стремление к материальному успеху. Оно несло и прочно укоренившееся в деревне с феодальных времен общинное сознание: деревенская община не бросала общинника в беде — усиливало заботу о нем по мере увеличения с возрастом его потребностей. Так повели себя и предприниматели…
«Надо чтобы не менеджеры, а условия понуждали рабочих и служащих высокопроизводительно трудиться.»
Рекомендую:
Как это было в Японии — История успеха японской экономики. Часть 1
Бережливое производство в России и мире. Lean-карта
Система 5S — как улучшить своё рабочее место
Что спасёт от кризиса?
Toyota — секрет её величия. Тойодаизм
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
это называется Японское чудо-период с 50 по 70-ые годы, когда японцы сделали просто огромный прорыв и достойно заняли ведущие места во всех сферах экономики
Здорово, что когда у японского работника увеличивалась семья, то компания помогала ему приобрести более просторное жильё… Сильнейшая мотивация не правда ли? Вот откуда растёт безграничная лояльность сотрудника к компании, пожизненный найм и т.д.
Есть повод о чём задуматься…
Хорошо если трудится, а не делать вид как это часто происходит, должна быть истинная цель.
«а не делать вид как это часто происходит»
Наверняка этому работника научил менеджмент своим личным примером!!!
Пожизненный найм растет не оттуда — он появился в японской культуре после второй мировой войны по воле американских экспертов, которые должны были с одной стороны помочь восстановлению экономики страны, а с другой — создать такие условия, которые предотвратили бы восстановление «японской военной машины».
Мне думается корни намного глубже и берут свои истоки в японской традиции самураев — служить до конца.
Увы, Дмитрий, в реальной жизни мало романтики. ;)
Версия красивая, но неправильная.
Ниже по комментариям вы сможете найти ссылку Славы Маркова на книгу «Лидерство Мацуситы», где об этом сказано. Если не ошибаюсь, эта история еще упоминается в книге про корпорацию Sony «Сделано в Японии».
Красивого тут особо ничего не вижу, скорее суровая реальность. Я имел ввиду не столько самих самураев (которых и было то не так уж и много) а их подданных, которых часто мечом воспитывали. Стремление к совершенству воспитываемое веками тоже нашло свое отражение в кайдзен. Просто так ничего не происходит и нельзя взять что-то и внедрить глобальное. Раз не было у нас такого самоотверженного служения, то никто из наших работников не пойдет на работу с мыслью умереть за компанию/семью(фирму)/руководителя фирмы.
Дмитрий, какое «стремление к совершенству, воспитываемое веками»? 50 лет назад «сделано в Японии» звучало так же, как 10 лет назад «сделано в Китае». Если бы такое стремление к совершенству существовало в самом деле, такого бы не было.
Вспомните, как Док Браун (образца 1950-ых) из «Назад в будущее» отзывался о японских микросхемах…
Валерий, почитайте на досуге: http://teatips.ru/index.php?act=1&id=18 Это так для широкого круга, чтобы не заваливать Вас серьезной литературой. Вот о каком совершенстве я говорю. Могу про мечи японские тоже подыскать информацию. А микросхемы и прочее… это короткий промежуток времени для истории Японии, обусловленный определенными причинами, который на мой взгляд не могут в одночасье перечеркнуть эту черту японской натуры.
Дмитрий, все понятно. В первой же статье:
«В XII—XV вв. с усилением влияния дзэн-буддийских монастырей питье чая получает популярность не только среди монахов, но и среди самураев, горожан, аристократов.»
Верну вам ваш аргумент. В цитате этом указаны века по нашему летоисчислению, а не от основания Японии, которое считается от 660 года до н.э. Т.е. все предшествующие 1800 лет в Японии чай был не распространен даже среди монахов, самураев и аристократии (горожан, в те времена, думаю, тоже негусто было), которые наверняка не составляли 50% населения.
500-800 последних лет в этом смысле тоже «короткий промежуток времени для истории Японии».
Дальше, например:
«Особенно широкое распространение чайные турниры получили в XIV—XV вв. В аристократических кругах их устраивали в двухъярусных павильонах».
Что-то везде про аристократов, да про аристократов.
У этого слоя населения, может быть и было стремление к пижонству, похожее на стремление к совершенству, как и у самураев — стремление к соблюдению канонов, в что вы скажете про простых японцев, которые не занимались созданием самурайских мечей и не пили по 10 чашек чая между 5 и 6 утра только для того, чтобы угадать, какой чай плохой, а какой хороший.
Я не подвергаю сомнению тот факт, что в японской культуре много превосходных традиций и знаний, накопленных за века. Вопрос в том, всему ли населению эти традиции и знания были присущи. А пока нельзя сказать «да, всем», не стоит говорить про воспитываемое веками стремление нации к совершенству.
Например, выращивание риса. Сколько лет эта культура известна в Японии? Сколько лет там есть сельское хозяйство, с ней связанное? Какой % риса в мире производится в соответствии с технологиями, разработанными японскими аграриями? ;) Почему я ничего не знаю о сортности японского риса? И почему черный чай в большинстве кафе и ресторанов чаще всего «цейлонский» или «английский» (что само по себе уже смешно, т.к. в Англии чай не выращивают), а названия наиболее распространенных у нас сортов черного чая — «английский завтрак» и «эрл грей» а не «Нагахито» и «Ёсихито», к примеру?
Валерий, естественно я принимаю возвращение моего же аргумента. Понятное дело что обычным людям чайные церемонии были недоступны. Но та же чайная церемония это лишь финал, вершина пирамиды. Самураи сами же не делали чайную утварь и не строили совершенные домики. Взаимное участие различных сословий думаю отрицать не будете. Я все же считаю что стремление к совершенству представителей высших сословий не могло не повлиять на нижестоящие, правда я и не утверждаю что оно коснулась самых низов. Думаю тут нет четких границ.
То что вы пишите про рис и чай это вообще не о том. Причем тут распространенность чая в западном мире «Эрл грей» (или как его по-делитански называют «Седой граф») к стремлению к совершенству?
осмелюсь предположить что малоизвестный в западном мире сорт чая Те-Гуань-Инь тем не менее имеет не меньшую распространенность в восточном мире. Кстати о зеленом чае — тут явная аналогия с ситуацией когда СМИ целенаправленно раздувает новости про отзывы автомобилей Тойота. Если интересно могу изложить. Но мы явно говорим не о том о чем начали говорить. Тем не менее рад диалогу, затронуто много интересных тем. Более того я допускаю, что во многом мои суждения ошибочны, т.к. я никогда не был в Японии и не общался с японцами.
Валерий, а может быть 2 разные точки зрения на «пожизнезненный найм» в Японии не противоречат, а только дополняют друг друга?
Валерий, безусловно, некоторые вещи в фильме немного искажены, и отчасти это связано с мировоззрением, пусть и затронутым перестройкой, но все же советским. Ведь фильм снят именно в эту эпоху перемен. Многое представлялось в том свете, который хотел режиссер, или чаще — руководство теле-кино компаний и даже страны. Все это имеет место быть.
Но в большей степени я все же согласен с Вячеславом. Обе точки зрения по вопросу истоков пожизненного найма абсолютно не исключают друг друга. Обе правдоподобны и вполне логичны. Абсолютно истину мы могли бы знать, если бы были в послевоенное время в Японии, и желательно у руля корпораций или среди тех самых американских экспертов. А так как – «БЫ» – это лишь сослагательное наклонение – будем говорить об этих двух точках зрения как о равноправных и достоверных. Согласны?
Хм. Однозначно, я сам не могу быть экспертом по истории послевоенной Японии, но у меня почему-то сложилось впечатление, что этот факт (именно факт) был изложен в книге Акио Мориты «Sony. Сделано в Японии», да и не только там. Если я неправ — поправьте.
Вообще, мне кажется, недостаток фундаментальной информации об особенностях японской культуры и приводит к тому, что люди говорят «о, это только для японцев годится, наши так работать не умеют». Надеюсь, вы хотя бы не опровергаете тот факт, что в 50-ых годах «Made in Japan» воспринималось так же, как сейчаc (точнее, в конце 90-ых начале 2000ых) Made in China?
А вот в книге Д. Коттера «Лидерство Мацуситы» тоже подчёркнута мысль о том, что американцы узаконили сложность увольнений в Японии для поднятия экономики, но решающим фактором успеха Panasonic стала позиция основателя компании. Противоречащие здравому смыслу решения — не увольнять персонал в период кризиса Коносуке Мацусита принимал ещё в довоенные годы…
На мой взгляд, Лет через 10 мы всё уверенне и увереннее будем эксплуатировать китайские авто :-)))
Ну только если их качество будет непременно расти и приближаться к японскому. Правда японские и другие автопроизводители тоже на месте не стоят) Вспомни «Догнать зайца». Пока «зайца» догоняют, пытаясь копировать его, тот убегает дальше… улучшается, и снова нужно догонять.
И еще — что есть «китайские» авто? Является ли Toyota, Nissan или Honda, произведенные в Китае, китайскими? Я склонен считать, что да. Как и Camry из Шушар российским автомобилем. Если так — тогда да — соглашусь с твоей мыслью)
Слава, только сейчас заметил, что твоему комментарию больше двух лет)
Вот что значит организация на сайте, когда можно легко найти нужную тему, задать вопросы по ней, и эта же новость станет известной для посетителей.