Сбербанк выбирает Бережливое производство
14 Ноя 2008 Вячеслав Болтрукевич в рубрике 5S и визуальный менеджмент, Lean в России и мире, О книгах | 15 комментариев
Просмотров: 18 106В конце сентября Герман Греф дал интервью Ведомостям, в котором заявил, что Сбербанк для повышения операционной эффективности в отделениях (то, что видят и ощущают на себе клиенты банка) начал использовать принципы и инструменты Toyota Production System. И начали они с внедрения системы 5S. Но сначала в этом посте я хочу описать собственный опыт использования 5S для улучшения рабочей обстановки в офисе.
Около двух лет назад, после издания книги «5S для рабочих» мы в издательстве ИКСИ решили использовать систему 5S для улучшения своей работы в офисе, чтобы оценить на себе, как бережливое производство может помочь сотрудникам в офисе. Слишком много времени тратилось на нахождение договоров, стандартов, книг, ксерокопий и т.д. Большое количество папок и бумаг на столе просто мешали работать, отвлекая на себя внимание. На дополнительном столике не осталось места для папок с бумагами, а в тумбочке… (там же всего! 4 ящичка :) )
Привести работу в офисе в соответствие с системой 5S мы решили в пятницу. Следуя методологии, первым делом мы провели сортировку – разделили все бумаги, канцтовары и мебель на три группы: нужны в данной комнате; могут пригодиться, но в данной комнате не нужны; мусор. У нас в комнате на тот момент было 3 рабочих места. Мы выбросили несколько мешков бумаг, ксерокопий, журналов, газет, старых ежедневников…
В этот день мы только успели все выбросить. Полки опустели, как и столы, и шкафчики в тумбочках. Освободилось много места. А в понедельник мы перенесли в пустую комнату мебель, которая освободилась. Я отказался от дополнительного столика. Площади поверхности тумбочки оказалось достаточно для одной папки, которую я оставил. Тумбочка была заполнена только на четверть, т.е. 3 ящичка остались пустыми… К сожалению, у нас не осталось фотографий того, как стали выглядеть наши рабочие места после наведения порядка.
После того, как на рабочем месте остались только нужные предметы, работать стало проще. «Дышать» на рабочем месте стало проще, т.к. воздуха и пространства стало больше. Еще я обратил внимание на то, что сам процесс выбрасывания ненужных вещей доставляет какое-то особенное удовольствие. Я слышал такое мнение от многих людей.
К счастью теперь уже не нужно перекладывать методологию внедрения системы 5S с цеха на офисное пространство, т.к. на русском языке появилась книга «5S для офиса«, где описана методология использования системы 5S именно для повышения эффективности компаний, гембой для которых является офис.
Вернемся к Сбербанку. Герман Греф считает, что концепция Toyota Production System (бережливое производство, lean) должна стать основой повышения эффективности работы банка. Сбербанк выбор сделал. Проводится обучение руководителей и специалистов. В отделениях проводятся тренинги. Это, своего рода, эксперимент. Я считаю, что он будет успешным.
Рекомендую:
Лаборатория личностного развития (посмотрите видеоролик)
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Трекбеки/Пинги
- 5s для офиса. Бережливый офис. Эффективное рабочее место методами lean | Leaninfo.ru - [...] примерах 5s в офисе мы писали в одном из прошлых постов Сбербанк выбирает Бережливое производство, когда только стало известно,…
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Как это не печально, но стоит добавить… что Сбербанк планирует в течение ближайших пяти лет сократить каждого четвертого сотрудника, и согласно обращения Грефа к своим работникам — Увольнения пройдут в рамках внедрения новой производственной системы (Сегодня в Сбербанке успешно трудятся 270 тысяч).
Это в корне неверно, при внедрении должна быть сформулирована политика в отношении высвободившегося персонала по направлениям:
— предложить уволиться с компенсацией
— перевод в команду оптимизации
— перевод на «узкие места»
при верном подходе- увеличится объем продаж, что потребует дополнительный персонал для удовлетворения спроса, сюда-то и перевести высвободившихся
Игорь, уже много воды утекло с момента публикации этого поста, и начала внедрения в Сбербанке.
А ваши предложения по «высвобождающемуся» персоналу — все они и многие другие использовались в той или иной степени в процессе преобразований.
Но, конечно, надо признать, не без «людских потерь». Правда и здесь оговорка — боюсь, узких мест, на многотысячную армию вряд ли хватит.
Давно были в Сбербанке? Мое мнение — выросли на голову, по крайней мере в тех офисах, где я бывал.
Павел, спасибо, действительно изменений в Сбербанке много. Я сейчас случайно как-то попала на этот пост и увидела, что Вячеслав давал свои комментарии в 2008 году…Я бы описала свое мнение того, что сейчас в Сбербанке уже сделано и как мы заканчиваем 2011 год. но я не могу давать комментарии от имени Компании.
ПСС (Производственная Система Сбербанка) стартовала в 2008-2009 году. Сначала это были ЛИН-лаборатории (определенные дополнительные офисы), где внедрялись быстро реализуемые инициативы, затем волна ПСС начала стремительно распространяться на ТЕСТ-офисы и также стремительно к ТЕСТ-офисам стали подключаться другие офисы, ПСС проник не только в офисы, но и в бухгалтерию, отделы (юридические, обслуживания физических и юридических лиц, кадровые службы, маркетинг, вобщем во все структуры банка). За 2-3 года ПСС внедрена почти везде. Произошла централизация многих функций, значительно повышена эффективность работы сотрудника, ликвидированы ненужные потери. Все описать очень сложно.
Но, хочу заметить, что в дополнительных офисах все этапы ПСС внедрены, также есть СОПы, наставничество, доски результативности, стандарты сервиса, упрощаются процессы, проведен анализ использования пространства по диаграммам «спагетти»…извините, мыслей много — все описать сложно — тогда надо перечислять более 100 страниц разработанного документа.
НО! Самый главный ПСС (так его назову), самый главный ПСС — в головах людей. Самое главное, что нужно было сделать — это изменить мышление людей и это удалось. Да, долго. Да, 2-3 года и не все еще получается. Но поверьте, все изменения шли до сих пор, в основном внутри. Они клиенту не очень хорошо еще видны. Уверена 2012 год — станет для Сбербанка прорывным и в части сервиса и в части услуг, и в части IT-платформ и видов операций.
Вячеслав, практически любая оптимизация высвобождает персонал из цепи.
В японии этот вопрос решен при помощи дочерних компаний конкретного бизнес-направления, структур связанных с головной компанийе (кейрецу)… и постоянной ротацией
Антон, а вы сможете мотивировать (вовлечь) оставшийся «несокращённый» персонал на постоянные и непрерывные улучшения? …такими действиями Сбербанк мотивирует действительно ценных и лучших своих работников на поиск новой работы…
Я Поддерживаю постоянную ротацию!
С удовольствием посмотрю насколько лучше станет работать Сбербанк, например, через год.
Действительно, теорию бережливого производства в Сбере то ли плохо изучили, то ли сильно изменили под нужды банка — гарантиями занятости (основой ЛИНа) в Сбербанке и не пахнет!
Да любопытно, бережливый Сбербанк не бережливо тратит стабфонд))
Да уж а бедному ГОГрефу снизили зарплату теперь он всего 3,4 млн в месяц получает не считая премий. И взял на работу еще одного вицепрезидента, если у вицепрезидента такойже оклад, значит срочно надо уволить около 300 человек чтобы уложиться в фонд зарплаты, вот и весь ЛИН
Из письма Германа Грефа каждому сотруднику Сбербанка, 11.12.2009г.:
«Прошло два года с момента моего назначения Президентом Сбербанка, и мне хотелось бы подвести некоторые итоги нашей совместной работы. Мы поставили перед собой амбициозную цель вывести Банк в число лучших мировых компаний. Для этого нами была разработана Стратегия развития Сбербанка до 2014 года. Год назад мы приступили к ее воплощению. … Сейчас настало время посмотреть, что удалось сделать.
Одно из важнейших наших достижений: разработана и внедряется Производственная система Сбербанка – наш «мастер-ключ» для перехода на новый уровень по всем направлениям бизнеса Банка. Это не просто инструмент успешной работы, это наша идеология, философия новой жизни и корпоративной культуры Банка.
Радикально изменена вся схема нашей работы с персоналом: тестирование, подготовка, переподготовка и управление результатами деятельности сотрудников.»
Как по-вашему: когда время заявить о том, что Lean-, кайзен- или просто «революция, о которой так долго говорили большевики, свершилась»? Глупый вопрос, правда?
Полагаю, что многие Lean-энтузиасты страны желают всяческих успехов и с нетерпением ждут, когда же клиенты Сбербанка смогут сами ощутить результаты построения Производственной Системы Сбера. А ведь на последнем Лин Форуме Сбербанк причислили к разряду «успешной практики»!
Из последнего… Отзыв клиента – понравилось!
Вот возвращаясь к теме сбербанка… кто-то, кстати, доказывал, что это круть несусветная будет…
http://sber-bank.livejournal.com/6450.html
интересный пост с той стороны баррикад.
еще один риверденс :)
http://www.banki.ru/forum/index.php?PAGE_NAME=message&FID=15&TID=28229&MID=530564&PAGEN_1=11#message530564
Из письма Германа Грефа каждому сотруднику Сбербанка, 11.12.2009г.:…цитата В.Маркова от 16.12.2009…Прошло 2 года…Как Вы считаете изменения есть ? Я стала участником краудсорсинга — Проекта, который Сбербанк запустил к своему 170-летию — Проект «Сбербанк-21» — это здорово ! А какие изменения видны спустя 2 года Вам, клиентам Сбербанка ? Что нравится, а что нет ? Могу с уверенностью сказать лишь одно — преобразования в Компании колоссальные, но далеко не все еще сделано, Стратегия развития до 2014 года идет «в графике», создается стратегия до 2018 года. В части ЛИН и ПСС (Производственная Система Сбербанка) изменений масса. Мы в апреле 2009 стояли у истоков внедрения ПСС после ЛИН-лабораторий. Сбербанк в постоянных улучшениях, 2012 год станет переломным в части IT. Создание «Кредитной фабрики», одобрения кредитов зарплатникам за 2 часа, деление клиентов на зоны обслуживания, создание VIP-офисов, офисов базового формата, переформатирование филиальной сети,создание зон самообслуживания, расширение сети банкоматов и терминалов, Интернетбанкинг (СбербанкОнлайн), централизация функций, создание мощных, современных ЦОД (центров обработки данных), МЕГАЦОД, построенные Университеты Сбербанка, строительство научного центра в Сколково и т.д….всего и не опишешь…Ваша оценка ?