«Хосин Канри» — Стратегия на одном листе
13 Авг 2008 Вячеслав Болтрукевич в рубрике Lean в России и мире, О книгах, Рекомендуем | 14 комментариев
Просмотров: 22 640На первый взгляд кажется, что в России уже изданы все книги и описаны все концепции разработки стратегии. Но это не так. Методика разработки стратегии «хосин канри», позволяющая представить стратегию компании на одном листе, до сих пор была неизвестна российским читателям.
Сама эта техника не нова. Понятие хосин канри появилось в 1960-х годах. В 1964 году компания Bridgestone Tire ввела в обращение термин «хосин канри». После знакомства с хосин канри компании Toyota и Komatsu дополнили эту концепцию, и с тех пор она является отличительным признаком, критерием бережливого производства, так же как и система управления качеством и др.
Одним из основных инструментов хосин канри является так называемая Х-матрица. Чтобы понять, что это такое, давайте обратимся к современной практике разработки стратегии. Опустим вопрос участников разработки стратегии компании. Это может быть консалтинговая компания, руководство компании или отдел стратегического планирования. Обратим внимание на финальный документ, описывающий стратегию. Как правило, это очень красиво оформленная презентация, состоящая из N слайдов. Все это выполнено в отличной программе PowerPoint, а число N часто трехзначное.
Итак, стратегия разработана, у нас есть большой документ. Теперь осталось ответить на вопросы: кто, что, и как должен делать для того, чтобы стратегия была реализована, а цели достигнуты.
Разработчики методики хосин канри в свое время поняли, что для того, чтобы стратегия «работала», все планы действий (стратегические, тактические, оперативные) и целевые показатели должны быть представлены на … одном листе! На одном листе формата А3! Ни больше, ни меньше. Причем Х-матрицы не существует в электронном виде. Только в распечатанном.
Мы долго выбирали, какую книгу о системе хосин канри издать в России первой. Учитывая мнение главного редактора американского издательства Productivity Press и ведущих экспертов, мы приняли решение представить концепцию хосин канри российским читателям книгой Тома Джексона Хосин канри: как заставить стратегию работать.
Эта книга – лучшее на сегодняшний день практическое руководство по внедрению хосин канри. На сайте нашего издательства размещены дополнительные материалы к книге, которые содержат пустые таблицы, документы и инструкции, которые потребуются хосин-командам при работе.
Интересно было бы узнать, как выглядят стратегии различных компаний…
Об авторе:
Подписывайтесь на Leaninfo.ru в соцсетях:
Или следите за новостями бережливого производства по email.
Смотрите также:
Трекбеки/Пинги
- Хосин Канри - […] Понятие хосин канри появилось в 1960-х годах. В 1964 году компания Bridgestone Tire ввела в обращение термин «хосин канри».http://www.leaninfo.ru/2008/08/13/strategiya-n...…
- solars.biz - solars.biz
- uberdl.fun - uberdl.fun
- Top 10 Best - Top 10 Best Top 10 Best
- watch online TV LIVE - watch online TV LIVE watch online TV LIVE
Оставить комментарий
Для отправки комментария вам необходимо авторизоваться.
Очень познавательно. Спасибо.
Спасибо.
Неплохая статья на e-xecutive
Уважаемые коллеги!
Я непосредственно занимаюсь темой Lean production и хотел бы приобрести эту книгу. Сообщите пожалуйста как это сделать.
Заранее спасибо
Прочитал на портале e-xecutive
Прошу сообщить как можно приобрести эту книгу.
Прочитал на портале e-xecutive
Игорь, эту книгу можно приобрести непосредственно у нас (http://www.icss.ac.ru/books/order.php), в книжных магазинах или у наших партнеров — интернет-магазинах Boffo или Ozon.
C уважением,
Вячеслав Болтрукевич
Согласен с выбором ИКСИ — книга Джексона действительно наиболее «технологична» из тех, что посвящены хосин канри. Впрочем, на мой взгляд любые формы, предлагаемые в книге (не только в этой, сейчас уже просто «дурной тон» книги по менеджменту, не предлагающие формы и пустографки), требуют адаптации в каждой конкретной компании.
Пользуясь случаем, хочу спросить мнение Вячеслава (и других знатоков) о том, как правильно расставить ударения в словах «хосин канри». У американцев слышал хосИн канрИ, а другие говорят, что аутентично по-японски будет хОсин кАнри. Как правильно? Заранее спасибо.
Дмитрий, спасибо за комментарий. К сожалению, я не являюсь большим знатоком японского языка. Но японисты говорят, что близко к оригиналу будет произношение хосИн кАнри, т.е. промежуточный вариант между указанными Вами.
Комментарий отмечен как спам.
спам.
Павел, это ли не критерий популярности сайта:)
Если спамеры обратили на него внимание, то это о чем-то говорит!
Борис, спамеры просто обуяли) В день приходит более 1500 комментариев. Но лучше бы они все были «полезными»:) Спам-фильтр просто не успевает обрабатывать такой наплыв — потому часть «вредных» проскакивает…
Но огорчает не столько то, что 1-2 спам-комментария остаются незамеченными, а то, что среди тех тысяч отзывов, отмеченных как нежелательные, могут быть 1-2 «человеческих». А отследить вручную это, как я делал раньше, не представляется возможным. На этой уйдет весь день. И делать это нужно каждый день. Приходится жертвовать.
В скором времени в блоге грядут серьезные изменения. Возможно потребуется обязательная регистрация. Но мне очень не хотелось бы идти на такие меры. Решение почти готово.
А сайт — очень популярный. Посещаемость как никогда высокая. Но, думаю и это не предел. Производственные системы и бережливое производство все более востребованы и интересны.
Павел, на радио Эхо Москвы слышал как-то про сайт на котором при рейтинге сообщения меньше «-5» сообщение автоматически удаляется. Может быть здесь имеет смысл сделать тоже самое?
Отдать модерирование сообщений на аутсорсинг самим посетителям портала?
Отличная идея, Борис! Буду думать в этом направлении. Но боюсь, это даст возможность фальсификациям. Неугодные и непонравившиеся комментарии можно запросто при желании удалить, даже если их оставил человек, и сам коммент по теме и осмыслен.
В какой-то мере, это решение реализовано уже сейчас. Тот рейтинг «Большой палец вверх-вниз», который присутствует ниже каждого комментария — может выполнять эту функцию: если коммент собрал 10 или 15 больших пальцев вниз (за минусом «Плюсов»), коммент становится невидимым — сворачивается. Однако, если вы посмотрите на посты о БрАЗе — можете обнаружить, что многие недовольные работники БрАЗа минусовали некоторые комменты очень активно — часть из них может быть скрыта. Чтобы дать возможность читать все комментарии, и нивелировать влияние эмоций, приходится постоянно повышать планку «минусования».
Попробую найти другую надстройку с рейтингом, и дать возможность минусовать только самым активным пользователям.
Спасибо за предложение!
Павел, тогда добавь рядом череп и напиши Спам. Пять-десять раз нажали на черепушку, спам исчезает.
Палец действительно отражает согласен или не согласен с сообщением.
Развитие инжиниринговых услуг в России:
прошлое, настоящее, будущее
Прообразом современных инжиниринговых компаний являются проектно-изыскательные организации, появившиеся в нашей стране сразу же после Октябрьской революции. На 50-е годы XX века пришлось резкое наращивание потенциала проектно-изыскательского комплекса – были сформированы специализированные структуры по отраслям народного хозяйства и видам проектирования. В середине 70-х гг. в нашей стране функционировало порядка 1,5 тыс. проектных и изыскательских организаций с общим количеством сотрудников более чем в 750 тыс. человек. Несомненно, именно это время считается расцветом инженерной деятельности, однако отсутствие должной конкуренции и плановость экономики не позволяло им достичь должного максимума, хотя результаты в целом были весьма впечатляющие. В дальнейшем наступил этап резкого сокращения проектно-изыскательских институтов и конструкторских бюро что было связано, как это ни банально, с тем, что они из-за передела собственности лишились зданий и исчезали как таковые.
Благодаря инженерным организациям в СССР были реализованы важнейшие для развития страны проекты по строительству заводов, фабрик, портов, ГЭС, АЭС, ЛЭП и т.д. Таким образом, развитие инженерной идеи и инжиниринговых услуг в Советском Союзе шло за счет создания крупных проектных организаций, способных реализовывать масштабные государственные планы по строительству стратегических объектов в разных областях отечественной промышленности.
В 90-е годы в результате упадка в инженерно-строительной сфере численность проектных организаций сократилась в разы, конструкторские бюро, работающие для промышленности, резко сократились в своем числе и количестве, началось печально известное технологическое отставание от мировых стандартов. Те конструкторские и проектные институты, что юридически оставались на плаву, фактически утратили свой некогда мощный потенциал. Лишь несколько десятков из них сохранили свои научные и изыскательские мощности. До начала 2000-х годов характерная тенденция для рынка – наличие небольших узкоспециализированных компаний при почти полном отсутствии инжиниринговых организаций, способных оказывать комплексные услуги.
В начале 2000-х годов, в результате возрождения строительной отрасли, на услуги инжиниринговых компаний появился стабильный спрос, но российских компаний, способных выполнять крупные проекты с должным уровнем качества, почти не было. В стране началось засилье иностранных строителей и инжиниринговых компаний. В Москве множество объектов возводили компании HOHCTEF AG и STRABAG SE. Отечественные строительные организации, задействованные в сфере промышленного и гражданского строительства, были вынуждены довольствоваться малым, обращаться к иностранным опыту и стилю работы.
Однако зарубежные инжиниринговые компании обладали и обладают большим недостатком: при формировании в общем-то стандартных и несложных решений они выставляли за свои услуги баснословно большие счета. Причем такие, что даже у себя на родине они являются весьма нестандартными.
В итоге рынок начал выдвигать новые инициативы. Стартовало развитие российских инжиниринговых компаний. Часть из них сформировались на обломках прежних госструктур, а часть стали создаваться как независимые коммерческие организации, в числе таковых видное место занимает Инжиниринговая компания «2К», в числе основанных на прежних госструктурах — «Атомэнергопроект».
Спрос на инжиниринговые услуги и развитие отечественного инжиниринга является толчком к развитию отечественной промышленности и строительства. Тут же обнаружились проблемы, которые российским инжиниринговым компания необходимо было преодолевать в экстренном порядке, чтобы закрепиться на рынке инжиниринговых услуг, иметь способность работать на крупные проекты.
Во-первых, в крупных холдинговых структурах, занятых в сфере промышленного строительства, машиностроения, электроэнергетики, нефтепереработки, уже были сформированы свои собственные инжиниринговые подразделения, но они в большинстве своем не оправдали своего доверия, так как, не испытывая конкуренции, начали генерировать просто дорогостоящие и неэффективные решения, однако с ними все же необходимо считаться.
Во-вторых, в связи с недостатком отечественных компаний, российские предприятия активно продолжают пользоваться услугами западных компаний, пришедших на российский рынок и обладающих необходимыми компетенциями.
Чтобы не упустить возрождающийся рынок инжиниринга, российские инжиниринговые компании начали расширять направления своей деятельности и спектр предлагаемых услуг и перенимать опыт крупнейших западных инжиниринговых компаний, таких как: Fluor, HOCHTIEА AG, STRABAG SE, KBR, Aker Solutions, Heidenhain, Bechtel, VINCI, URS.
Таблица 1.
Глобальный рейтинг мировых инжиниринговых компаний за 2010 год*
место название компании
1 Fluor
2 HOHCTEF AG
3 STRABAG SE
4 KBR
5 Aker Solutions
6 Heydenhain
7 Bechtel
8 VINCI
9 URS
10 Jacobs Engineering Group
* Рейтинг составлен на основе комплексной оценки показателей компаний
Начиная с 2000-х годов, ведущую роль в формировании спроса на инжиниринговые услуги вновь стал играть государственный заказ и развитие государственных корпораций. Однако не стоит забывать о том, что не меньше, чем крупным государственным предприятиям, современные инжиниринговые решения нужны и крупным коммерческим организациям, и средним компаниям, которые являются локомотивом развития промышленного строительства — опорымодернизации и инновации.
Постепенно отечественный бизнес, занимающиеся реализацией строительных проектов и расширением производства, стал осознавать, что инжиниринговые услуги – это не дополнительные затраты, не приносящие никакого эффекта, а главное звено в успешной реализации строительных и промышленных проектов. Ведь качественно оказанный инжиниринг позволяет получить значительную экономию средств заказчика, повысить эффективность и отдачу от инвестиционных проектов, а главное придумать изюминку проекта – подковать блоху. Это знаменитое умение наших инженеров и определило формирование рывка в развитии отечественного инжиниринга.
Сейчас отечественные инжиниринговые компании предлагают заказчикам достаточно широкие пакеты услуг от проектирования до строительства: разработку инвестиционно-строительных проектов, составление проектно-сметной документации, расчет и анализ рисков, экспертизу инвестиционно-строительных проектов, контрольные функции при строительстве гражданских и промышленных объектов, промышленные и конструкторские разработки. Самое важное, безусловно, — это подготовка инженерного замысла и решения, поиск новых конструкций и технологий и определение возможностей их внедрения с учетом критерия «цена-качество».
Однако компаний, которые могут предоставить комплексный пакет услуг, сопровождать проекты высокой степени сложности, по-прежнему немного. Ведь управление инжиниринговыми проектами – это не только разработка проектно-сметной документации, экспертиза и выработка рекомендаций. Управление инвестиционно-строительным проектом – это сопровождение проекта на всех стадиях его реализации или его полное управление.
Полный комплекс услуг инжиниринговой компании включает следующие стадии:
• разработку главной движущей идеи проекта
• прединвестиционные исследования
• разработку проекта и его технико-экономическое обоснование
• экспертизу проекта
• выполнение отдельных строительных и контрольных функций на объектах
• финансово-технический надзор за строительством
• ввод объекта в эксплуатацию
• разработку решений по увеличению эффективности использования оборудования
• подготовку персонала, сервисное и ремонтное обслуживание
• вывод оборудования из эксплуатации
• техническое перевооружение.
Итак, российский инжиниринг постепенно становится ключевым фактором и одним из основных двигателей инновационной экономики. Если мы говорим о модернизации производств, технологическом рывке и новой индустриализации, то мы не можем обойти сектор инжиниринга. Сегодня инжиниринговые компании – это наследники проектных институтов 50-70 гг. XX века.
Из наиболее динамично развивающихся инжиниринговых компаний можно выделить знаменитую Инжиниринговую компания «E4»; «Инжиниринговая компания «2К», Группу «Астерос»; ООО «Прогресстех»; ООО «ЕвроСибЭнергоинжиниринг», «Атомэнергопроект», «Гидропресс»; ИК «Атомнефтехиммаш», ОАО «НИАЭП», Инжиниринговую компанию «СПбАЭП», ИК «ЗИОМАР»; Научно-Производственное Объединение «ЭЛЕВАР» и другие.
К числу малых инжиниринговых компаний относятся: Инжиниринговая компания «Серебряный Двор», Инжиниринговая компания «ТЕСИС»; Группа компаний «НАТЭК»; ООО «Инжиниринговая компания литейные инновационные технологии» Инжиниринговая компания «Магистраль».
Таблица 2.
Рейтинг российских инжиниринговых компаний за 2010 год*
место название компании
1 Инжиниринговая компания «Е4»
2 ОАО «ГИДРОПРЕСС»
3 ОАО «Атомэнергопроект
4 ЗАО «Северо-Западная инжиниринговая корпорация»
5 «Инжиниринговая компания «2К»
6 Инжиниринговая компания «ЗИОМАР»
7 ООО «Прогресстех»
8 ООО «Энерго Инжиниринг»
9 ИК «Атомнефтехиммаш»
10 Инжиниринговая компания «СПбАЭП»
* Рейтинг составлен на основе комплексной оценки показателей компаний
Курс на технологическую модернизацию российской экономики открывает перед российскими инжиниринговыми компаниями новые перспективы. Внедрение инновационных технологий либо заимствование и внедрение у нас передовых западных технологий требует качественно новой организации производства. Именно поэтому спрос на услуги инжиниринговых компаний будет многократно возрастать. При этом будет возрастать спрос и на качество их услуг. Поэтому нашим отечественным инжиниринговым компаниям следует уделить повышенное внимание вопросам сертификации, технического оснащения и аккредитации в международных организациях. Компании, которые проведут подобные изменения, получат существенные конкурентные преимущества.
Необходимыми условиями для ускоренного развития инжиниринга в России стали следующие факторы:
1. Организация профессиональнго сообщества – создание объединиений, развитие саморегулируемых организаций, формирование крепкого сообщества специалистов и развитие стандартов качества, внедрение системы гарантирования исполнения обязательств.
2. Развитие научного потенциала и базы знаний. Инжиниринг – это технология внедрения инноваций в строительство и промышленность. Инжиниринг помогает теоретические разработки конвертировать в практические. Создание крепкой базы для доведения научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок до стадии производства – это требование даже не будущего, а сегодняшнего дня.
3. Кадровое обеспечение отрасли. В последние десятилетия в инжиниринге были нарушены преемственность и передача знаний. Сейчас нам требуется новая система подготовки и переподготовки инженерных кадров, что, в свою очередь, позволит повысить уровень компетентности инжиниринговых компаний.
4. Формирование спроса на инжиниринг. Стимулирование спроса на услуги инжиниринговых компаний, доведение до государственных и коммерческих предприятий той информации, что инжиниринг – это инновационная основа развития экономики России.
Мария Ракхельгауз
Москва, июнь 2011 года